Два водопада

Россия, Адыгея, Усть-Сахрай, Новопрохладное, 15 Мая 2018

Тропа: лесовозная дорога (грунт, большие камни)
Вода: везем с собой
Палки: не требуется
Транспорт для ребенка: автомобильное кресло
Еда: там же где вода
Рюкзаки: едем на машине, так что хоть 100 л
Доп снаряжение: подготовленная машина с просветом 230+мм, а еще лучше — горный велосипед
Требование к физ.подготовке: отсутствуют
Эвакуация: пешком до поселка за трактором или к лесовозам на делянку

Трек на strava: запись не велась
Набор высоты: запись не велась
Дистанция: примерно 20 км (туда-обратно)
Максимальная высота: 600 м
Время: около 2х часов

Трек подсказал нам хозяин гостевого дома “Ночь на реке” “Зачем вам Руфабго? Машина у вас хорошая! Давайте карту, я вам сейчас такое место покажу!»

Ремарка: в Руфабго мы собирались прогуляться в целях борьбы с предвзятостью, оставшейся с прошлой попытки знакомства с Адыгеей (см. «Водопады за пиццот рублей»), и просто занять чем-то полезным вторую половину первого дня пребывания в Даховской.

На карте появляются две уверенные точки, азимут на четвертую и указание “там есть еще один водопад, он где-то в кустах”. Обещают водопады и каньон с гранитными стенами (“можно прям потрогать не замочив ноги”). Заманчиво!

Blog-03 Путешествия  Два водопада
1. Начинается все премило. Виды на хребет Уна-Коз (см. трек Чертов палец), сельские пейзажи, неплохая грунтовка.

Blog-01 Путешествия  Два водопада
2. Мостик через реку Сахрай (44.21013, 40.26641) с красивейшим выходом породы с одной стороны и устьем с рекой Дах с другой. Очень рекомендую сделать тут остановку и рассмотреть все поближе.
Blog-02 Путешествия  Два водопада
3. При въезде в поселок Усть-Сахрай забираем вправо. Примечаем дворы, где стоит тяжелая техника. Если что-то случится с машиной, то топать предстоит к этим гражданам.
Blog-04 Путешествия  Два водопада
4. А может случиться? Ну как сказать. Дорога ухудшается по мере отдаления от поселка. Ямы становятся глубже и появляются все более внезапно. Камни растут как грибы после дождя, норовят выпрыгнуть, стукнуть прямо по подвеске и отломать что-то полезное типа кардана.

В мае, для полноты ощущений, было порядочное количество скользкой грязи. Отдельные подозрительные лужи приходилось прощупывать палкой — визуально их глубину и наличие скрытых сюрпризов иначе не определить.

Соблюдая разумную осторожность (и имея просвет 240+ мм) дорожка вполне проходима (то, что вы не трясетесь из-за каждого “бумк” и «дзинь” по днищу и подвеске — подразумевается).

Blog-013 Путешествия  Два водопада
5. Даже если что-то пошло не так — до поселка в пределах десяти километров, а по дороге регулярно ездят лесовозы. Вытащат, если не переедут не заметив.
Blog-05 Путешествия  Два водопада
6. При движении “туда” по ущелью интересные точки будут справа. Первая из них — вид на ущелье реки Сахрай (44.17832, 40.29697).
Blog-06 Путешествия  Два водопада
7.
Blog-08 Путешествия  Два водопада
8. За ней следует первый водопад “Три брата” (44.17423, 40.29982) (хотя может быть он не водопад, просто пороги). Ориентиром будет внезапный “карман” на 3-4 машины (это если вы заранее не отметили в навигаторе точку или не пользуетесь OSM).

В горной Адыгее вообще любой накатанный “карман” у дороги потенциально означает нечто интересное (просто так машины не оставляют). Хотя не факт, что вы это интересное найдете, местные — те еще конспираторы.

Blog-07 Путешествия  Два водопада
9. В этой точке можно спуститься к воде.
Blog-09 Путешествия  Два водопада
10. Посмотреть на водопад с разных сторон
Blog-010 Путешествия  Два водопада
11. Походить вдоль русла реки и потрогать водопад пальчиком.
Blog-011 Путешествия  Два водопада
12. Серьезного Вау-эффекта точка не производит, но по своему мила и уютна.
Blog-016 Путешествия  Два водопада
13. Следующий водопад “Лазурная чаша” (44.16252, 40.29797) — чуть более серьезен. Поперек русла реки лежит здоровый кусок скалы несколько метров в высоту (а может это просто порода так вышла, не геологи мы). По краям его — две действующие струи. По центру в мае было уже сухо, но во время активного таяния снегов и дождей — должно быть льет по всей ширине.
Blog-015 Путешествия  Два водопада
14. Удивительно, но точка имеет следы серьезного окультуривания. В обилии лавки, навесы, какие-то беседки.
Blog-014 Путешествия  Два водопада
15. Состояние — немного разбитое (возможно, после зимы), но не заброшенное.
Blog-017 Путешествия  Два водопада
16. К водопаду можно выйти как сверху — прямо по руслу реки, так и снизу — сделана добротная железная лестница.
Blog-012 Путешествия  Два водопада
17. А дальше мы или поворот где-то пропустили, или не сезон еще был. Но вместо “каньона с выходом породы” уперлись в месиво из камней, скрытых внушительном слоем грязи. Несколько раз неприятно приложились задним мостом, с трудом разминулись с колонной из шести УРАЛов, водители которых жестами показали, что соваться дальше нет смысла. На том и порешили.
Blog-018 Путешествия  Два водопада
18. Для ориентира — мы не пересекали Сахрай вброд (44.15981, 40.29865), а двигались вдоль Мамрюка — его притока. Видимо, зря. Надо было вверх по Сахраю подняться на разведку сначала. К стати, брод вполне преодолим в мае (для подготовленных машин), для пешеходов есть подвесной мост.
Blog-019 Путешествия  Два водопада
19. Обратная дорога была достаточно скучна, если не считать того, что мы чуть не засадили Фаню на пузо на камнях в тщетной попытке объехать лужу по, как мне показалось, более твердому краю. Край был безусловно твердый, но не утрамбованным грунтом, а торчащими камнями.

С понижайкой, с блокировкой, с матерком — но вырвались быстро. Не пришлось догонять лесовозы, убывшие куда-то в даль. Зато первый раз увидел, как работают полностью диагонально вывешенные колеса (десятисантиметровый лифт Шеви Нивы + АТ резина — однозначно хорошее решение для путешествий).

Blog-020 Путешествия  Два водопада
20. Из ущелья выбрались уже на закате, с сформировавшейся мыслью “ну его нафик этот джиппинг по камням”. Сей светлой мысли хватило на два месяца.

Уже в августе того же 2018 года мы бодро покоряли “номерную дорогу” Мезмай — Лаго-Наки и проверяли на прочность окрестности Гуамки. (спойлер: боевая ничья, вернулись на ходу и без видимых повреждений, но скрытые аукнулись еще через два с половиной месяца под Воронежем в виде умерших шаровых, ступичного подшипника и шруса).

Так-то по валунам на машине прыгать.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий