И еще о Тихоне Задонском

Сочинения Тихона Задонского неплохо читаются и сейчас, но не интересны могут быть разве что исследователям да людям, интересующимся темой философии религии. У остальных нет мотивации и бэкграунда, необходимого к ознакомлению и изучению.

DSC_8544-158-Blog-258 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
1. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома

Автор этих строк делал честные два подхода к прочтению наиболее известного труда Тихона “Сокровище духовное, от мира собираемое”. Но не продвинулся далее пятой главы ни разу.

Гораздо больший интерес пробуждают не публицистические, а насквозь прагматические работы Тихона — сборники поучений и инструкций. Особенно в памяти, еще с первого знакомства с работами Тихона, засел сборник наставлений для священнослужителей “Должность священническая. О семи святых Таинствах” [1], написанный Задонским сразу же по вступлению в должность епископа Воронежского в 1763 году (и впоследствии несколько расширеный).

DSC_8548-170-Blog-245 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
2. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома
DSC_8556-18-Blog-117 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
3. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома

Вот пример:

В. Кто такой Священник?
О. Священник – это строитель Таинств Божиих.
В. Что такое Священство?
О. Священство – это Таинство, в котором чрез архиерейское рукоположение дается от Бога особенная власть иерею служить и совершать по чину Божественные Таинства.
В. Чем совершается Священство?
О. При возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвой или словами такими: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи» , – и прочее до конца.
В. Что должно соблюдать в Таинстве Священства?
О. Шесть вещей.
1. Лицо, приемлющее Таинство, должно быть правильного возраста, то есть тридцати лет, так как Спаситель в тридцать лет начал проповедовать и учить народы. Но может и тот, кто моложе, быть принятым, если преуспеет разумом и добродетелью.
2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.
3. Не может быть рожденным от явного блуда.
4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.
5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.
6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.

Как-то сам собой напрашивается вопрос: это что же такое в епархии творилось, что священникам пришлось письменно разъяснять кто они такие?

DSC_8551-125-Blog-28 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
4. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома
DSC_8562-41-Blog-24 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
5. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома

Царящее безобразие неплохо показывает протоиерей А. Лебедев в работе “Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление” [2]:

Заметил [Тихон] весьма много беспорядков по брачным делам, которые происходили или по неведению и неосмотрительности, или по другим посторонним побуждениям, равно как и беспорядки по церковному благолепию: что, например, священнослужители небрегли о чистоте в храме и в алтаре. Иные употребляли вино для таинства причащения низшего сорта и достоинства, в храме ставили домовые иконы во множестве и беспорядке, погребали усопших в храме и делали над могилами склепы, что стесняло пространство в церкви для присутствующих. Узнал также, что многие священнослужители, кроме того, что оказываются невеждами в благовествовании Христовом, но, что еще хуже, не желают даже и читать Евангелия и не имеют его у себя на дому, о проповеди же в церкви и вообще о распространении в народе истинных и здравых учений не имеют почти никакой заботливости, да мало показывали в себе и готовности к тому. Все эти беспорядки свт. Тихон старался остановить, прекратить и исправить всеми зависящими от него мерами, и в этом случае он показал особенно разумную распорядительность.

И это лишь малая толика. Достаточно упомянуть, что Тихон прибыл к месту прохождения службы 14 мая 1763 года, а уже 7 августа того же года подал рапорт на снятие с должности “по состоянию здоровья”:

“ныне нахожусь в той же болезни, еще и паче, которую, как внутри себя, так и в голове, чувствую, почему (сегодня) и литургии служить и прочих дел по должности отправлять не в состоянии, ибо часто, как кроме служения, так и в служении, обморок находит, о чем как служащие со мной, так и прочие засвидетельствовать могут.” [2]

На что Синод рекомендовал отличнику боевой и политической отставить панику и обратиться к врачам.

DSC_8562-41-Blog-25 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
6. 52.485128, 38.955496 Россия, Липецкая область, Кашары, Церковь Автонома
DSC_8566-235-Blog-190 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
7. 52.439708, 38.962913 Россия, Липецкая область, Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

С браками и вином, видимо, ситуация была совсем катастрофической. Первые же шаги Тихона были направлены на наведения порядка в этих областях:

В предотвращение беспорядков в брачных делах через указы делал различные внушения духовенству, чтобы, например, не венчать никого ранее 15 лет мужского пола и 13 лет – женского, без надлежащих документов (венечных памятей и исповедных росписей), поздно вечером, не венчать малолетних отроков с взрослыми (большими) невестами, «чем отверзается дверь ко многим беззакониям», не венчать беглых от живых жен и мужей и вообще не совершать сомнительных браков без разрешения архиереев. Но и после этих внушений он признал необходимым разослать циркулярно, по всему духовенству, инструкцию о совершении браков, строго предписав духовным правлениям раздавать списки каждому священнику «с расписками и объяснением в тех расписках, которого именно года, месяца и числа священник те копии примет, и те расписки прислать в консисторию, при доношениях, неукоснительно, где оные подписки хранить в целости, а вновь производимым священникам с той инструкции и списка копии отдавать в консистории, в принятии коих оным священникам неотменно расписываться на производимых о просвящении их в попа делах». [2]

“Винный вопрос” решался схожим образом — выдачей конкретных инструкций по закупке, порядку хранения и учета, а так же жестким определением ответственности нерадивым поставщикам и священникам:

“по учреждении по всем духовным правлениям такового порядка, смотреть по церквам, ежели где явится окваснелое или гнилое вино, таковых нерадивых священников безупускно штрафовать” [2]

Такой подход станет визитной карточкой Тихона на все, без малого, пять лет пребывания во главе Воронежской епархии. Впереди светила еще более головокружительная карьера и высшие эшелоны власти… но здоровье действительно было подорвано.

DSC_8568-244-Blog-77 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
8. 52.439708, 38.962913 Россия, Липецкая область, Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь
DSC_8569-100-Blog-52 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
9. 52.439708, 38.962913 Россия, Липецкая область, Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

Тихон “подцепил нечто нехорошее” во время переезда из Новгорода в Воронеж, и в начале 1768 года был “комиссован по состоянию здоровья”. Тут бы и конец неначавшейся истории, но годом позже Тихон перебрался в Задонск, где достаточно быстро занялся сочинительством.

“Первым его трудом в Задонске было сочинение «Об истинном христианстве» в шести томах. <…> В продолжении трех лет, с 1777 по 1779 годы, он трудился над книгой «Сокровище духовное, от мира собираемое» в четырех частях.” [2]

Интересно, что сочинения Тихона получили широкую известность и признание уже после смерти автора.  В 1782 году Тихон написал донесение в Синод, в котором сообщал, что после смерти передает все свои рукописи в распоряжение и на усмотрение указанного государственного органа. Что было исполнено в 1783 году, после кончины Тихона. Синод подошел к последней воле святителя максимально ответственно — подшил рукописи “в Дело” и отправил их в архив не вникая в содержание.

И тут бы истории конец. Но в скором времени в Синоде материализовался келейник Задонского Иван Ефимов с просьбой выдать некоторые проповеди из архива Тихона для последующего издания и распространения (издатель найден, с переплетчиком решено, заряжен канал сбыта). Проповеди выдали.

DSC_9191-124-Blog-95 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
10. 52.414451, 38.924530 Россия, Липецкая область, Тюнино Богородицко-Тихоновский Тюминский монастырь
DSC_9195-26-Blog-218 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
11. 52.414451, 38.924530 Россия, Липецкая область, Тюнино Богородицко-Тихоновский Тюминский монастырь

А через год тот же келейник пришел еще раз с новым запросом. На этот раз список требуемых материалов был более обширный и объемный (надо думать, что первый тираж продался успешно). Синод в целом одобрил выдачу рукописей, но решил предварительно ознакомиться с предметом интереса. А ну ересь какая? Или наоборот — упущенная выгода?!

От Синода назначили комиссию по цензуре, которая высоко оценила содержание и уровень сочинений Задонского. Публикацию разрешили. А впоследствии Святейший Синод взял на себя два издания ПСС святителя Тихона (в 1836 и 1860 году).

“Кроме того, Св. Синод, признав одно из сочинений свт. Тихона, а именно «Наставление христианское», достойным быть второй книгой в числе поучительных церковных книг, какие составить для церкви было предписано в духовном Регламенте, издавал его отдельно, присовокупляя к нему некоторые статьи из других сочинений Святителя. Это писание свт. Тихона имело до пятидесяти изданий” [2]

DSC_9197-213-Blog-243 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
12. 52.414451, 38.924530 Россия, Липецкая область, Тюнино Богородицко-Тихоновский Тюминский монастырь
DSC_9198-201-Blog-21 Путешествия  И еще о Тихоне Задонском
13. 52.414451, 38.924530 Россия, Липецкая область, Тюнино Богородицко-Тихоновский Тюминский монастырь

Вот так то. А начиналось все с памяток в духе [1]:

В. Сколько смертных грехов?
О. Семь.
1. Гордость, то есть бесчинное желание власти и славы.
2. Лакомство (сластолюбие), то есть безмерное желание внешних благ, или, иными словами, желание иметь богатство и стяжание.
3. Блуд и нечистота, то есть бесчинное вожделение плотского осквернения, или самим делом исполнение телесной похоти.
4. Обжорство или чревоугодие, то есть безмерное употребление пищи и пития.
5. Зависть, то есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о зле.
6. Гнев, то есть безмерное желание отмщения.
7. Леность, или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении.

В. Сколько грехов против Святого Духа?
О. Шесть.
1. Отчаяние, при котором не надеются на милосердие Божие.
2. Излишнее упование на милость Божию.
3. Сопротивление познанной истине Святого Писания и догматов веры, утвержденных апостолами и Святыми Отцами.
4. Зависть к духовным благам, которые ближний принимает от Бога.
5. Пребывание в грехах и состарение в злобе.
6. Нерадение о душевном спасении до кончины своей жизни.

В. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения?
О. Четыре.
1. Вольное человекоубийство.
2. Блуд Содомский.
3. Причинение зла убогим, вдовам и сиротам, обида и притеснение.
4. Удержание или несовершение платы наемникам и работникам. (Этот пункт отдельно прекрасен — прим. #С#П)

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий