Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)

Точка: 50.683785, 39.748751 (Россия, Воронежская область , Костомарово, Костомаровский Спасский женский монастырь)

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
1.

После Белогорья, история которого прекрасна со всех сторон, тема пещерных монастырей меня заинтересовала не на шутку. На очереди был — Костомаровский Спасский монастырь. Как-никак «женский филиал» Белогорского — это вам не просто так! Место известное и популярное у «половников из Москвы»(тм).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
2.

Известное-то известное, а информации по истории монастыря — чуть. Поисковики  выдают наборы штампованых баек и “гипотез” (апогеем которых является даже не Википедия, а офф-сайт монастыря), что безмерно прискорбно.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
3.

Суть их сводится к натягиванию известной птицы на знакомый каждому школьнику шарообразный предмет. А как еще это можно назвать, когда без единого подтвержденного факта историю монастыря ведут чуть ли не с дохристианских времен? Оказывается так можно! Достаточно заявить, что “архив монастыря утерян\сгорел\не сохранился” и смело накрутить до десяти-пятнадцати веков истории… джентльмены же верят на слово. К счастью, мы не из этих… джентльменов, так сказать, и любим вдумчивый подход с опорой на источники.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
4.

На поиски адекватного материала по Костомаровскому монастырю ушла неделя, за которую было перелопачено множество абсолютно проходного материала, где все крутилось вокруг того же отсутствия документов и вытекающего из этого этого буйства фантазии авторов.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
5.

Тем не менее, какое-то количество данных было найдено и некие контуры статьи в голове сформированы. Но без опоры на факты и источники писать уж очень претило (дабы не уподобляться), а документов все не попадалось. Ну не бывает такого в столь бюрократизированной организации, как РПЦ, что бы монастырь с многовековой историей не оставил следов! После образования Священного Синода документы быть обязаны по определению. Вон история Марии-копательницы кем только не описана с опорой на реальные документы и архивы. Дивногорский монастырь (про него в следующий раз) — вообще насквозь прозрачен с точки зрения источников. И только Костомарово — древнейший, но без документов.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
6.

В итоге поиски увенчались успехом — к огромной моей радости нашелся отличный источник с ссылкам на документы и множеством полезной информации про Костомарово и другие пещерные монастыри — сайт http://speluncae.ru/ (которым заведует Степкин Виталий Викторович, историк, краевед, спелеолог)

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
7.

В основу текста легла его статья: Степкин В.В. Взаимодействия крестьянской общины, церкви и государства в контексте создания и функционирования Костомаровского пещерного комплекса в Подонье (середина XIX–XX вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Вып. 43, 2017. № 15 (264). С.128-137.  (все цитаты по этому источнику, если не указано иное)

Итак начнем.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
8.

27 октября 1908 г. в канцелярии обер-прокурора Синода было зарегистрировано прошение уполномоченных Костомаровского сельского общества об освящении церкви в меловой горе. Из этого прошения мы узнаем время создания пещер. «Уже 50 лег тому назад в нашей слободе Костомаровой существует в меловой горе церковь с рукавами пещер» (Акиньшин А.Н. 2003. Храмы Воронежа. Воронеж, “Кварта”, 240.)

То есть мы можем говорить о том, что основание существующего ныне Спасского пещерного храма относится к середине ХIХ века. С этой датой хорошо коррелируются литературные свидетельства таких исследователей донских пещер, как БС. Познанский и В.Н. Тевяшов, живущих во время устроения указанных подземелий в Воронежской губернии. Так БС. Познанский отмечал в 1885 г.: Такие же пещеры по Дону, в пределах Воронежской губернии, в местностях, населенных малороссами, кроме Белогорья, находятся и в других местах: в Лысках, в Костомаровой, в Шатрице, около Богучара, — но все они малоизвестны и никем не заняты, Все эти пещеры вырыты в этом уже столетии» [Познанский, 1885, с. 621]. у В.Н. Тевяшова в работе, посвященной пещерным монастырям Острогожского уезда, читаем: (“С 1796 года по 1861 год такие пещеры появились во многих местах Острогожского уезда, из которых мы знаем: Белогорье, Калитвы, Коловерть, Костомарово и Колыбелку”) [Тевяшов, 1902, с. 73].

Оказывается, существует вполне реальный официальный документ, у которого есть дата и который можно привязать к другим источникам (которые также есть).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
9.

Отдельно интересна просьба письма — освятить церковь. На понятный русский это переводится так: здание (в нашем случае — пещеру) в каком-то виде построили, но никакого официального статуса церкви ему не присвоили, службы и обряды проводить нельзя, нет утвари и закрепленного батюшки. Плюс к этому — прошение подают не монахи, а сельское общество, что более чем красноречиво свидетельствует о том, что никакого монастыря в 1906 году в Костомарово нет. А есть пещерный комплекс, вырытый местными по собственной инициативе (не без влияния Дивногорья и Белогорья). Такой же вывод делает Степкин.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
10.

15 июня 1908 г. Костомаровское сельское общество собралось на Сход по распоряжению старосты Сергея Бакаева. Из общества, «в котором числится 563 ревизских душ и 150 домохозяйств, имеющих право голоса», на сходе присутствовало 126 человек. В результате обсуждения было принято единогласное решение уполномочить своих представителей ходатайствовать перед епархиальным начальством и другими органами власти об освящении пещерной церкви в память о рождении цесаревича Алексея Николаевича с наименованием оной “Алексеевской”.

С одной стороны, данное решение демонстрировало верноподданнические настроения общины, что было немаловажным фактором, учитывая подозрения о донских пещерокопателях, как о распространителях раскола [Никольский, 1910, с. 162—163]. С другой стороны, расчет был на ускорение процесса освящения подземного храма, ведь в Воронежской губернии власти традиционно препятствовали развитию народного пещерокопания [Тевяшов. 1902 Никольский. 1910; Степкин, 2016]. По этой причине создатели пещер вынуждены были здесь работать зачастую в тайне, в ночное время.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
11.

Нельзя не отметить глубокий, тонкий и всесторонний подход жителей Костомарово в стратегическом замысле освящения именно пещерной церкви.

Крестьяне хотели здесь видеть в перспективе пещерный монастырь, для чего и просили не просто осветить подземный храм, но и причислить его к Белогорскому Воскресенского пещерному монастырю.

Это вполне прямое указание на высочайшее разрешение Александра I, которое легализовало копание пещер в Белогорье (с последующим образованием монастыря). Типа был прецедент.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
12.

Помимо этого, прошение отправили сразу и в епархию, и в Синод (что опять же отсылает к опыту Белогорья, но 60-тью годами ранее). И было это не первое подобное обращение:

Воронежский архиерей написал 9 марта 1909 г на имя этой правительствующей организации рапорт, в котором отмечалось: “Ходатайство об открытии для богослужения костомаровских пещер возбуждалось неоднократно, причем всякий раз, за неимением к тому достаточных оснований, оставалось епархиальным начальством без удовлетворения. два раза, а именно отношениями от 21 июня 1906 года за №160 и 7 июня 1907 года за №2 228 о том, что епархиальное начальство не усматривает ни оснований, ни побудительных причин к открытию Костомаровских пешер для богослужений, сообщалось Г. Товарищу Обер-Прокурора Святейшаго Синода.”

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
13.

Не дали 1906, в 1907. Не дали и в 1908 году. О причинах Степкин пишет так:

Причина кроется, на наш взгляд, в ином. Государственный механизм функциони
рования Российской империи, частью которого была Русская православная церковь, не стремился поддерживать стихийно возникающие и мало контролируемые общественные инициативы. Ведь крестьяне Костомаровского сельского общества не только не брали благословения на сооружения подземелий, но и возводили их, несмотря на препятствия местных властей, У крестьянской общины была идея сооружения пещеры в подражание подвигу древних отцов, и они воплощали ее в жизнь, несмотря ни на какие препятствия.

Это роднило пещерокопателей со старообрядцами. Роднило не по форме, а по характеру принятия и отстаивания самостоятельного решения. Изначально этот процесс индивидуализации веры, начавшийся в ходе русского Раскола, был остановлен, разрушен и подавлен силами государства и Церкви)) [Глинчикова, 2008, с. 366].

И с ним трудно не согласиться. Хотя помимо идеологической составляющей, в этом процессе были и экономическая (см. Раскол).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
14.

Следующие упоминания в документах находятся только в 1945 году.

В Государственном архиве Воронежской области в материалах фонда “Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Воронежской области” находятся материалы дела, связанные с открытием и функционированием пещерной церкви в с. Костомарово в короткий период оттепели между государством и Церковью, начавшейся в период Великой Отечественной войны. Из дела, прежде всего, видно, что крестьянам все-таки удалось добиться в первой четверти ХХ в. короткого функционирования пещерного храма. Так в ходатайстве о новом открытии пещер на имя Г. Г. Карпова, председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР от 24 июля 1945 г., представители религиозной общины с. Костомарово отмечали: “В вышеуказанных пещерах с давних времен существовала церковь, но в 28—З0 гг. была закрыта” Недолгое существование храма объяснимо принятием в апреле 1929 г. постановления ВЦИК и СНК “О религиозных объединениях”. Оно предусматривало жесткую схему регистрации церковных общин, что привело к повсеместному закрытию культовых зданий в стране [Беглов, 2008, с. 234]. Костомаровская религиозная община, будучи вынужденной закрыть пещерную церковь, не оставила ее без присмотра. Так уроженец с. Костомарово Н. С. Воробьев сообщил автору, что до войны при пещерах жил некто Василек Печерский, охраняя церковную утварь.

Не понятно. Если в церковь все же функционировала официально какое-то время, то это должно было оставить следы. Назначение ответственного батюшки, экономическая деятельность, включение ее в структуру подчинения в епархии и т.д. Должны были остаться какие-то данные о функционировании церкви до ее закрытия (при условии, что она официально функционировала).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
15.

Зато наличие неугасающей активности вокруг пещерной церкви со стороны местного населения сомнения не вызывает.

Лидером ходатаев была Е. С. Шкарупина, ставшая в дальнейшем церковным старостой. В одном из своих обращений она отмечала: “Около нашего села расположено много сел, которые бы хотели молиться и иметь храм. Действующие церкви находятся от нас на расстоянии 40 и 50 км. Я покорнейше прошу Вас рас
смотреть дело и ускорить открытие Церкви до престольного праздника Нерукотворного Спаса 16 августа старый стиль, 29 августа новый стиль”.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
16.

Из этого Степкин делает вывод:

…из данных материалов видно, что подземная церковь все же была освящена в период с 1908 г. по 1928 г. в честь Нерукотворного Спаса. Учитывая отказ от прежнего предложения освящения церкви как Алексеевской, можно предположить, что произошло это уже после революции и отстранения династии Романовых от власти

Моя версия, более простая: не было церкви. Была часовня. Это несет некоторые важные ограничения на возможности ее использования, но это гораздо проще с точки зрения освещения и оформления. В том числе к часовне не приписывается постоянный священник и при ней нет торговли.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
17.

Подтверждением этой версии может служить отрывок из документа воронежской епархии, которую Степкин приводит ранее:

…местный благочинный, протоиерей Михаил Иванов донес, что никакого иконостаса в Костомаровских пещерах в действительности нет, а есть там около десятка икон — самых разнообразных и разнохарактерных, нанесенных туда разными жертвователями по инициативе некоего деркачева, изгнанного из Афона монаха. Нет также различных и утварных принадлежностей.

Нет иконостаса, значит нет и алтаря. Нет алтаря — часовня. И вот ей вполне могли пользоваться с середины XIX века (а начать копать первые пещеры могли гораздо раньше какие-нибудь схимники).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
18.

Так как же “богоборческая власть” (тм) отреагировала на столь вопиющее обращение? Разумеется же расстреляли всю деревню?!

30 января 1946 г. на имя уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при С1-11( СССР по Воронежской области В.С. Гостева пришел документ от ГГ. Карпова, в котором сообщалось: “Совет по делам русской православной церкви при С}ГК СССР, согласно заключению Воронежского Облисполкома и заявления верующих, постановлением от 29 декабря 1945 г разрешил открыть церковь в селе Костомарово, Подгоренского района, Воронежской области.

Решение Совета об открытии церкви в селе Костомарово одобрено СНК СССР.
Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжение Подгоренскому Райисполкому о заключении договора на передачу здания церкви и культового имущества и поставить в известность заявителей верующих»

Только теперь это официально стал храм, который функционировал до 1959 года (закрыт был при Хрущеве).

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
19.

(Чуть более десяти лет Костомаровскому пещерному храму и существующей при нем общине верующих удалось просуществовать в легальной плоскости, до хрущевских гонений на Церковь в 1959 г.

А в это время при храме сменилось 14 настоятелей. Тем не менее, столь частая смена клириков не смогла оказать существенного влияния на развитие духовной жизни, складывающейся вокруг Костомаровского пещерного комплекса. Это стало возможно потому, что действующий Спасский храм шагнул далеко за пределы обычного приходского культового здания. Благодаря активности Костомаровской общины, при нем сформировался фактически неофициальный монастырь с постоянно проживающими в построенном доме “Насельниками”, приходящими сюда из близлежащей округи.

Именно с этого момента начинается история монастыря. (Более подробно история его развития рассмотрена в книге Степкина В.В. “Костомаровская пещерная обитель в ХХ веке”  — вот она, реальная документированная история Костомаровского монастыря. История очень интересная и познавательная с точки зрения активности верующего населения и взаимодействия его с властью. К прочтению рекомендую.)

В 1959 году пещерный храм и сопутствующие ему постройки закрыли. Сообщество верующих продержалось на нелегальном положении еще десять лет. После чего пещеры на протяжении двадцати лет простояли заброшенными со всеми вытекающими, хотя и пострадали менее сильно, нежели другие воронежские пещерные комплексы.

Движение вокруг пещер возобновилось в 1993 году, а в 1999-ом был официально (и впервые) открыт Костомаровский женский монастырь.

Путешествия  Костомарово (Пещерные монастыри ч.2)
20.

P.s. А стоит ли вообще ехать в Костомарово? Скорее да! Это самая доступная (по транспорту) и самая простая (по перемещению) точка среди пещерных монастырей Воронежской области.

В этом есть и обратная сторона — все “половники из Москвы” (тм) будут именно в Костомарово.

Если вы готовы с этим смириться — ехать определенно стоит. Хорошей идеей будет посетить Костомарово утром. Часа полтора погулять, а потом двинуть в Дивногорье, про которое я расскажу в одном из следующих постов.

Помимо пещерных храмов рекомендую взойти на холм (“Голгофа”) — неплохой вид на монастырь и окрестности. Так же не стоит обходить вниманием местную церковную лавку и, отдельно, трапезную для паломников — очень душевно и вкусно.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий