Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)

Точка: 50.979836, 39.318333 Россия, Воронежская область, Селявное, Дивногорье

Дивногорский монастырь — полная противоположность Костомаровскому в части наличия нормальной, документально подтвержденной истории. Данных много, подробностей тоже.

Взять, например, статью о нем в Православной энциклопедии — к ее середине от подробностей и ссылок начинаешь откровенно скучать. Список литературы — на зависть некоторым академическим изданиям. И это гораздо интереснее той “экскурсии”, которую нам устроили по пещере Дивногорского монастыря.

11052018-1658-Blog-0118 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
1.

Проводил нам ее (за относительно символическую плату), как мне кажется, кто-то из рабочих, занимавшихся реставрационными работами.

11052018-1658-Blog-0197 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
2.

В ходе экскурсии зашли в пещерный храм, прошли весь крестный ход. Все. На том спасибо. Про историю дяденька сказать не мог ровным счетом ничего. А между тем монастырь….

Основан в 1653 г. игум. Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сент. 1657 г. [1]

Монастыри на ровном месте не возникают. Тем более если сразу же назначают игумена, выделяют землю и определяют кормление. Дивногорье — не исключение.

11052018-1659-Blog-012 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
3.

Годом ранее, в 1652-ом, недалеко от Дивногорья основывают острог, ставший впоследствии городом Острогожск. В остроге размещают немаленький гарнизон в 2000 казаков Черниговского и Нежинского полков. Занесло ребят, не так ли? И вот почему:

Согласно условиям Белоцерковского договора (1651 год) между казацким гетманом Богданом Хмельницким и коронным гетманом Речи Посполитой Н. Потоцким территория Гетманщины сокращалась до Киевского воеводства, а число реестрового казачьего войска уменьшилось с 60 до 20 тысяч человек. Шляхте были возвращены её прежние владения, а многие казаки расказачивались и вновь превращались в холопов. В связи с этим население воеводств которые отходили к Речи Посполитой начало в спешном порядке переходить на Левобережье, во владения русского царя, «на слободы». Именно в этот период Иван Дзиньковский со своим полком («с семьями и всем скарбом») переходит та территорию Русского царства. Он предлагает свои услуги российскому правительству и получает от царя, по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича, разрешение на строительство на берегу реке Тихая Сосна крепости (город Острогожск) и на формирование полка. [2]

11052018-1700-Blog-010 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
4.

Острогожск становится частью Белгородской засечной черты (линии оборонительных сооружений и крепостей, что-то вроде «Линии Сталина» образца семнадцатого века). В рамках развития укреплений вверенного участка закладывается некоторое количество опорно-наблюдательных пунктов в ключевых точках. Монастыри же исторически неплохо себя показывали в роли НП, ОП, КП, санчасти и фронтира (если совсем прижмет). Отсюда быстрое оформление, кормление и не менее быстрое возведение наземных построек и укреплений.

При основании Д. м. на берегу р. Дон в 1653 г. была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с кельями и оградой. В 1658 г. возвели и в 1659 г. освятили деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В авг. 1685 г. посланный в район Дивногорья И. И. Жолобов «с товарищи» оставил описание Д. м.: «Ограда… рубленая брущатая дубовая четвероугольная. На углах четыре башни. В том монастыре соборная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Успения, другая церковь с трапезою во имя великого чюдотворца Николая. А церкви построены брущатые, дубовые»). [1]

11052018-1700-Blog-0184 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
5.

В качестве форпоста Дивногорский монастырь просуществовал до конца XVII века:

“В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».” [3]

11052018-1705-Blog-0231 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
6.

По мере потери стратегической значимости Белгородской засечной черты (а значит и финансирования) к концу семнадцатого века монастырь пришел в некоторый упадок и имел не лучшее состояние. А далее пришел “царь-антихрист Петр 1” (“тм” или еще нет?) и… обеспечил вполне безбедное существование Дивногорской обители на следующие 80 лет вперед.

Указом царя Петра от 10 июля 1699 г. за мон-рем «закреплялись не одни только сенные покосы при впадении Тихой Сосны в Дон, но и пашенная земля не менее 650 четвертей в поле, а в трех полях — 1971 четверть, или 985 1/2 десятины, лесу и дубровы по бояракам к Дону — по косогорам — 10 десятин, сена по Ржавцу и по бояракам и по Дону — на 350 копен, т. е. 35 десятин», а также бесплодные земли на меловых берегах. Братия сдавала земли в аренду, привлекала хлебопашцев, переселявшихся из-за Днепра и освободившихся из тур. плена.[1]

11052018-1706-Blog-0115 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
7.

Близ монастыря быстро образуется самостоятельный поселок Дивный, где уже в 1715 г. было 100 дворов (он существует и сейчас с названием Селявное). Сам же монастырь в начале XVIII века окончательно теряет стратегическую значимость, братию и дотации из казны.

В 1764 г. при издании штатов Д. м. предполагался к упразднению, но был сохранен «на прежнем положении». 13 июля 1773 г. после ходатайств свт. Тихона Задонского и его преемника еп. Воронежского Тихона (Якубовского) решением Синода Д. м. был оставлен «за штатом епархии, но без содержания из казны», с сохранением вотчин и угодий. Главными жертвователями мон-ря стали жители Острогожского у. и донские казаки. Указом Синода от 25 апр. 1786 г. Д. м. был упразднен без закрытия пещерных храмов и пещер. Указом от 6 дек. того же года архим. Иову с частью братии (5 иеромонахам, 2 иеродиаконам и 2 монахам) предписывалось «перейти на строительство в Коротоякский Вознесенский монастырь, а ризницу сдать в архиерейский дом, оставив достаточное число сосудов и одежд в храмах бывшего Дивногорского монастыря, обращенных в приходские для бывшей монастырской вотчины — слободы Селявной». [1]

11052018-1706-Blog-0201 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
8.

Местные, со свойственным им упорством и определенным нонконформизмом (который отлично прослеживались в истории Костомарово и Белогорья), не бросили обитель, а в 1813 году подали «прошение епископу Воронежскому Антонию (Соколову), в котором сообщалось, что «отделенный от селений горами и реками монастырь является пустынножительством, и, хотя он уже четверть века как упразднен, жители как ближайших окрестных стран, так и отдаленных, из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба» [1]. Прошение традиционно не нашло понимания в епархии, и тут бы и истории конец, да помог случай.

11052018-1725-Blog-051 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
9.

К концу 20-х годов 19-ого века местная амбициозная «стройка века» под названием “Коротоякский монастырь”, окончательно загнулась [4]. Причина достаточно банальна — неудачно выбранное место и сильные проблемы с организацией процесса на местах (то есть денег нет, руководителя толкового нет, в итоге — уныние и упадок).

11052018-1730-Blog-0262 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
10.

С 1821 года некий иеромонах Моисей, отвечавший за строительство, начинает активно продавливать идею переноса Коротоякского монастыря в… Дивногорье, где «в уединении, удобнее выполнять монастырский устав; а теперь, в Коротояке, около монастыря рынок, трактир и питейные дома». [1]

В 1828 г. стараниями епископа Воронежского Антония (Смирницкого) Дивногорский монастырь был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Коротоякского монастыря. 25 янв. того же года последовал указ Синода, разрешающий перенести Коротоякскую обитель на новое место, 8 февраля — указ духовной консистории о перенесении монастыря «в местечко Дивы». Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского монастыря 7 февр. 1837 г. указом архиепископа Антония (Смирницкого) Дивногорский монастырь был приписан к Толшевскому в честь Преображения Господня мон-рю. В 1840 г. в Дивногорском монастыре было введено общежитие, в 1864 г. монастырь отнесен ко 2-му классу. [1]

11052018-1730-Blog-0268 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
11.

Действие это, мало того, что возродило Дивногорский монастырь, так еще и позволило ему вполне ровно и безбедно просуществовать еще почти сто лет — до закрытия в 1924 году.

В двадцатом веке столь серьезный комплекс построек не мог стоять без дела. В разное в нем были санаторий и тубдиспансер. А во время Великой Отечественной Войны комплекс Дивногорского монастыря использовался как военный госпиталь. Причем обеими сторонами (1941-1942 и 1944-1945 — советский эвакогоспиталь, в 1942-1943 — венгерско-фашистский)…

11052018-1731-Blog-0224 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
12.

Вот тут мог быть рассказ про перипетии истории монастыря в ХХ веке. И я даже смог сдержаться и обойти вниманием словеса про закрытие монастыря, гуляющие по интернетам (как обычно “всех утопили, расстреляли, закопали и все это сделали это одновременно”), но лизоблюдство перед немецко-венгерско-фашистскими захватчиками — выше моих сил!

11062018-1414-Blog-0181 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
13.

Речь про пассаж, который практически копи-пастом кочует по разным публикациям. Суть его сводится к: “по воспоминаниям очевидцев, немцы и венгры, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы, но держали там пленных“ [2]. Милые ребята, согласитесь. Советских людей загоняли в пещеры, а те уже их оскверняли, ожидая смерти. Сама гуманность.

11062018-1439-Blog-0104 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
14.

Что эти милые ребята делали на самом деле отлично отражено в статье Р. Р. Мишкина “Из истории хутора Дивногорье и села Селявное в годы Великой отечественной войны” [5]:

Из воспоминаний Матрёны Игнатьевны Чалой: «Оккупанты отбирали у жителей села коров и, при малейшем сопротивлении расстреливали. Расстреляна была вся семья Поставничьих. Среди них было трое детей, один из них грудной». 27 человек из с. Селявное было угнано в Германию.

Из воспоминаний Прасковьи Алексеевны Рыбченко: «Мне было 17 лет, когда вместе с другой молодёжью села нас повезли в Германию. Везли через Польшу, там был сортировочный пункт, где проверяли, нет ли каких болезней. У меня обнаружили фурункулы и поставили на лбу печать: на сожжение. Пока проверяли остальных, две моих подруги стёрли печать и меня вместе с отобранными пленными отправили в Германию, в штрафлагерь Купфергюте город Доизбург. »

11062018-1448-Blog-0241 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
15.

И еще раз стоит отметить, типичную подмену понятий со стороны многочисленных околоцерковных авторов: нахождение на территории монастыря советского госпиталя — кощунство и осквернение, а фашистского — норма. И ничего и те и другие занимают одни и теже помещения для одних и тех же задач (госпиталя), и не важно, что немцы и венгры вообще-то католики, а значит — еретики с точки зрения православия (хуже атеистов, с точки зрения того же православия). Указанная категория авторов готова лобызаться с фашистами, католиками, буддистами, мусульманами, язычниками, Шайтаном и Сатаной, лишь бы против советской власти.

На лицо устоявшийся канон написания «житий» и историй про период 1917-1991 гг. Прискорбно. За-то вполне себе хороший показатель того, как писались летописи и жития в предыдущие века.

11062018-1614-Blog-0192 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
16.

“Пещерные монастыри” так, кажется, называется цикл статей, а где же про пещеру?”, — вероятно, спросит уважаемый читатель. Пещера в наличии.

Рыть ее начали одновременно с основанием монастыря в 1653 году. Основную часть (храм) закончили очень быстро. Чуть позже сделали тоннель, по которому осуществлялся крестный ход. Какой-то иной деятельности (кроме культовой) внутри пещеры не осуществлялось. Жили снаружи, внутри проводили службы.

11062018-1615-Blog-0208 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
17.

В нормальном состоянии пещеры поддерживали силами братии и местных жителей. После закрытия монастыря в 1924 году пещеры сначала подзабросили, а позже закрыли для посещения и законсервировали, хотя любопытствующих это останавливало мало. За ХХ век стены полностью оказались исписаны автографами вольных и невольных посетителей.

Экскурсия по пещере сразу же превращается в изучение надписей. Как бы ни странно это звучало, но надписи делают пещеру дивногорского монастыря по настоящему привлекательной. Сейчас именно они создают атмосферу пещеры, ради которой обязательно стоит ее посетить.

11062018-1638-Blog-0120 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
18.

Большинства авторов этих надписей уже нет в живых, но они по своему выживут в автографах на стенах пещеры. За каждой надписью судьба. А надписей сотни, если не тысячи.

Сейчас пещерная часть усиленно ремонтируется. Пол выкладывают тротуарной плиткой, надписи на стенах старательно замазывают гипсом и шлифуют. Работа идет споро. Результат ожидается такой же, как в Костомарово. Ровные, гладкие стены, ничем не напоминающее о труде многих людей, строивших пещеры и молившихся в них. Отсутствие индивидуальности, прилизанность, современные материалы, глянец. И, самое главное — разрыв исторической связи.

И к сожалению, это судьба не только этих пещер. Это реальность для многих и многих храмов. Фанатично выпиливая из своей истории ХХ век с помощью орудий, средств, технологий и материалов века XXI-ого, вы, уважаемые товарищи из РПЦ, уничтожаете всю свою историю. И не только вы.

11062018-1638-Blog-0138 Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
19.

Через пятьдесят лет ваши же потомки и преемники будут уверены, что Дивногрье было прорыто в XI веке с помощью перфоратора, “болгарки”, шлифовальной машинки; отделано гипсом и штукатуркой, иконы напечатаны на типографском станке, а электричество подведено еще до начала строительных работ (а Костомарово вообще строили пришельцы с Нибиру лазерным резаком). И с момента постройки объект совсем не изменился.

Реставрация церковных исторических объектов дело хорошее и (ввиду идеологического вакуума) даже нужное. Но, товарищи! Штукатурить стены пещеры — это как деревянную церковь одеть в сайдинг.

Надписи на стенах в пещерах — это неотъемлемая часть их истории и часть самого духа этих пещер. В штукатурке, с искусственным освещением и плиточкой под ногами — это всего лишь длинный коридор.

Источники
[1] Православная энциклопедия, «ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ»
[2] WikiPedia, «Дзиньковский, Иван Николаевич»
[3] WikiPedia, «Дивногорский Успенский монастырь»
[4] WikiPedia, «Коротоякский Вознесенский монастырь»
[5] Р. Р. Мишкин, “Из истории хутора Дивногорье и села Селявное в годы Великой отечественной войны”.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий