Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)

Точка: 50.979836, 39.318333 Россия, Воронежская область, Селявное, Дивногорье

Дивногорский монастырь — полная противоположность Костомаровскому в части наличия нормальной, документально подтвержденной истории. Данных много, подробностей тоже.

Взять, например, статью о нем в Православной энциклопедии — к ее середине от подробностей и ссылок начинаешь откровенно скучать. Список литературы — на зависть некоторым академическим изданиям. И это гораздо интереснее той “экскурсии”, которую нам устроили по пещере Дивногорского монастыря.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
1.

Проводил нам ее (за относительно символическую плату), как мне кажется, кто-то из рабочих, занимавшихся реставрационными работами.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
2.

В ходе экскурсии зашли в пещерный храм, прошли весь крестный ход. Все. На том спасибо. Про историю дяденька сказать не мог ровным счетом ничего. А между тем монастырь….

Основан в 1653 г. игум. Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сент. 1657 г. [1]

Монастыри на ровном месте не возникают. Тем более если сразу же назначают игумена, выделяют землю и определяют кормление. Дивногорье — не исключение.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
3.

Годом ранее, в 1652-ом, недалеко от Дивногорья основывают острог, ставший впоследствии городом Острогожск. В остроге размещают немаленький гарнизон в 2000 казаков Черниговского и Нежинского полков. Занесло ребят, не так ли? И вот почему:

Согласно условиям Белоцерковского договора (1651 год) между казацким гетманом Богданом Хмельницким и коронным гетманом Речи Посполитой Н. Потоцким территория Гетманщины сокращалась до Киевского воеводства, а число реестрового казачьего войска уменьшилось с 60 до 20 тысяч человек. Шляхте были возвращены её прежние владения, а многие казаки расказачивались и вновь превращались в холопов. В связи с этим население воеводств которые отходили к Речи Посполитой начало в спешном порядке переходить на Левобережье, во владения русского царя, «на слободы». Именно в этот период Иван Дзиньковский со своим полком («с семьями и всем скарбом») переходит та территорию Русского царства. Он предлагает свои услуги российскому правительству и получает от царя, по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича, разрешение на строительство на берегу реке Тихая Сосна крепости (город Острогожск) и на формирование полка. [2]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
4.

Острогожск становится частью Белгородской засечной черты (линии оборонительных сооружений и крепостей, что-то вроде «Линии Сталина» образца семнадцатого века). В рамках развития укреплений вверенного участка закладывается некоторое количество опорно-наблюдательных пунктов в ключевых точках. Монастыри же исторически неплохо себя показывали в роли НП, ОП, КП, санчасти и фронтира (если совсем прижмет). Отсюда быстрое оформление, кормление и не менее быстрое возведение наземных построек и укреплений.

При основании Д. м. на берегу р. Дон в 1653 г. была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с кельями и оградой. В 1658 г. возвели и в 1659 г. освятили деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В авг. 1685 г. посланный в район Дивногорья И. И. Жолобов «с товарищи» оставил описание Д. м.: «Ограда… рубленая брущатая дубовая четвероугольная. На углах четыре башни. В том монастыре соборная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Успения, другая церковь с трапезою во имя великого чюдотворца Николая. А церкви построены брущатые, дубовые»). [1]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
5.

В качестве форпоста Дивногорский монастырь просуществовал до конца XVII века:

“В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».” [3]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
6.

По мере потери стратегической значимости Белгородской засечной черты (а значит и финансирования) к концу семнадцатого века монастырь пришел в некоторый упадок и имел не лучшее состояние. А далее пришел “царь-антихрист Петр 1” (“тм” или еще нет?) и… обеспечил вполне безбедное существование Дивногорской обители на следующие 80 лет вперед.

Указом царя Петра от 10 июля 1699 г. за мон-рем «закреплялись не одни только сенные покосы при впадении Тихой Сосны в Дон, но и пашенная земля не менее 650 четвертей в поле, а в трех полях — 1971 четверть, или 985 1/2 десятины, лесу и дубровы по бояракам к Дону — по косогорам — 10 десятин, сена по Ржавцу и по бояракам и по Дону — на 350 копен, т. е. 35 десятин», а также бесплодные земли на меловых берегах. Братия сдавала земли в аренду, привлекала хлебопашцев, переселявшихся из-за Днепра и освободившихся из тур. плена.[1]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
7.

Близ монастыря быстро образуется самостоятельный поселок Дивный, где уже в 1715 г. было 100 дворов (он существует и сейчас с названием Селявное). Сам же монастырь в начале XVIII века окончательно теряет стратегическую значимость, братию и дотации из казны.

В 1764 г. при издании штатов Д. м. предполагался к упразднению, но был сохранен «на прежнем положении». 13 июля 1773 г. после ходатайств свт. Тихона Задонского и его преемника еп. Воронежского Тихона (Якубовского) решением Синода Д. м. был оставлен «за штатом епархии, но без содержания из казны», с сохранением вотчин и угодий. Главными жертвователями мон-ря стали жители Острогожского у. и донские казаки. Указом Синода от 25 апр. 1786 г. Д. м. был упразднен без закрытия пещерных храмов и пещер. Указом от 6 дек. того же года архим. Иову с частью братии (5 иеромонахам, 2 иеродиаконам и 2 монахам) предписывалось «перейти на строительство в Коротоякский Вознесенский монастырь, а ризницу сдать в архиерейский дом, оставив достаточное число сосудов и одежд в храмах бывшего Дивногорского монастыря, обращенных в приходские для бывшей монастырской вотчины — слободы Селявной». [1]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
8.

Местные, со свойственным им упорством и определенным нонконформизмом (который отлично прослеживались в истории Костомарово и Белогорья), не бросили обитель, а в 1813 году подали «прошение епископу Воронежскому Антонию (Соколову), в котором сообщалось, что «отделенный от селений горами и реками монастырь является пустынножительством, и, хотя он уже четверть века как упразднен, жители как ближайших окрестных стран, так и отдаленных, из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба» [1]. Прошение традиционно не нашло понимания в епархии, и тут бы и истории конец, да помог случай.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
9.

К концу 20-х годов 19-ого века местная амбициозная «стройка века» под названием “Коротоякский монастырь”, окончательно загнулась [4]. Причина достаточно банальна — неудачно выбранное место и сильные проблемы с организацией процесса на местах (то есть денег нет, руководителя толкового нет, в итоге — уныние и упадок).

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
10.

С 1821 года некий иеромонах Моисей, отвечавший за строительство, начинает активно продавливать идею переноса Коротоякского монастыря в… Дивногорье, где «в уединении, удобнее выполнять монастырский устав; а теперь, в Коротояке, около монастыря рынок, трактир и питейные дома». [1]

В 1828 г. стараниями епископа Воронежского Антония (Смирницкого) Дивногорский монастырь был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Коротоякского монастыря. 25 янв. того же года последовал указ Синода, разрешающий перенести Коротоякскую обитель на новое место, 8 февраля — указ духовной консистории о перенесении монастыря «в местечко Дивы». Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского монастыря 7 февр. 1837 г. указом архиепископа Антония (Смирницкого) Дивногорский монастырь был приписан к Толшевскому в честь Преображения Господня мон-рю. В 1840 г. в Дивногорском монастыре было введено общежитие, в 1864 г. монастырь отнесен ко 2-му классу. [1]

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
11.

Действие это, мало того, что возродило Дивногорский монастырь, так еще и позволило ему вполне ровно и безбедно просуществовать еще почти сто лет — до закрытия в 1924 году.

В двадцатом веке столь серьезный комплекс построек не мог стоять без дела. В разное в нем были санаторий и тубдиспансер. А во время Великой Отечественной Войны комплекс Дивногорского монастыря использовался как военный госпиталь. Причем обеими сторонами (1941-1942 и 1944-1945 — советский эвакогоспиталь, в 1942-1943 — венгерско-фашистский)…

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
12.

Вот тут мог быть рассказ про перипетии истории монастыря в ХХ веке. И я даже смог сдержаться и обойти вниманием словеса про закрытие монастыря, гуляющие по интернетам (как обычно “всех утопили, расстреляли, закопали и все это сделали это одновременно”), но лизоблюдство перед немецко-венгерско-фашистскими захватчиками — выше моих сил!

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
13.

Речь про пассаж, который практически копи-пастом кочует по разным публикациям. Суть его сводится к: “по воспоминаниям очевидцев, немцы и венгры, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы, но держали там пленных“ [2]. Милые ребята, согласитесь. Советских людей загоняли в пещеры, а те уже их оскверняли, ожидая смерти. Сама гуманность.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
14.

Что эти милые ребята делали на самом деле отлично отражено в статье Р. Р. Мишкина “Из истории хутора Дивногорье и села Селявное в годы Великой отечественной войны” [5]:

Из воспоминаний Матрёны Игнатьевны Чалой: «Оккупанты отбирали у жителей села коров и, при малейшем сопротивлении расстреливали. Расстреляна была вся семья Поставничьих. Среди них было трое детей, один из них грудной». 27 человек из с. Селявное было угнано в Германию.

Из воспоминаний Прасковьи Алексеевны Рыбченко: «Мне было 17 лет, когда вместе с другой молодёжью села нас повезли в Германию. Везли через Польшу, там был сортировочный пункт, где проверяли, нет ли каких болезней. У меня обнаружили фурункулы и поставили на лбу печать: на сожжение. Пока проверяли остальных, две моих подруги стёрли печать и меня вместе с отобранными пленными отправили в Германию, в штрафлагерь Купфергюте город Доизбург. »

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
15.

И еще раз стоит отметить, типичную подмену понятий со стороны многочисленных околоцерковных авторов: нахождение на территории монастыря советского госпиталя — кощунство и осквернение, а фашистского — норма. И ничего и те и другие занимают одни и теже помещения для одних и тех же задач (госпиталя), и не важно, что немцы и венгры вообще-то католики, а значит — еретики с точки зрения православия (хуже атеистов, с точки зрения того же православия). Указанная категория авторов готова лобызаться с фашистами, католиками, буддистами, мусульманами, язычниками, Шайтаном и Сатаной, лишь бы против советской власти.

На лицо устоявшийся канон написания «житий» и историй про период 1917-1991 гг. Прискорбно. За-то вполне себе хороший показатель того, как писались летописи и жития в предыдущие века.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
16.

“Пещерные монастыри” так, кажется, называется цикл статей, а где же про пещеру?”, — вероятно, спросит уважаемый читатель. Пещера в наличии.

Рыть ее начали одновременно с основанием монастыря в 1653 году. Основную часть (храм) закончили очень быстро. Чуть позже сделали тоннель, по которому осуществлялся крестный ход. Какой-то иной деятельности (кроме культовой) внутри пещеры не осуществлялось. Жили снаружи, внутри проводили службы.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
17.

В нормальном состоянии пещеры поддерживали силами братии и местных жителей. После закрытия монастыря в 1924 году пещеры сначала подзабросили, а позже закрыли для посещения и законсервировали, хотя любопытствующих это останавливало мало. За ХХ век стены полностью оказались исписаны автографами вольных и невольных посетителей.

Экскурсия по пещере сразу же превращается в изучение надписей. Как бы ни странно это звучало, но надписи делают пещеру дивногорского монастыря по настоящему привлекательной. Сейчас именно они создают атмосферу пещеры, ради которой обязательно стоит ее посетить.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
18.

Большинства авторов этих надписей уже нет в живых, но они по своему выживут в автографах на стенах пещеры. За каждой надписью судьба. А надписей сотни, если не тысячи.

Сейчас пещерная часть усиленно ремонтируется. Пол выкладывают тротуарной плиткой, надписи на стенах старательно замазывают гипсом и шлифуют. Работа идет споро. Результат ожидается такой же, как в Костомарово. Ровные, гладкие стены, ничем не напоминающее о труде многих людей, строивших пещеры и молившихся в них. Отсутствие индивидуальности, прилизанность, современные материалы, глянец. И, самое главное — разрыв исторической связи.

И к сожалению, это судьба не только этих пещер. Это реальность для многих и многих храмов. Фанатично выпиливая из своей истории ХХ век с помощью орудий, средств, технологий и материалов века XXI-ого, вы, уважаемые товарищи из РПЦ, уничтожаете всю свою историю. И не только вы.

Путешествия  Дивногорский монастырь (Пещерные монастыри ч.3)
19.

Через пятьдесят лет ваши же потомки и преемники будут уверены, что Дивногрье было прорыто в XI веке с помощью перфоратора, “болгарки”, шлифовальной машинки; отделано гипсом и штукатуркой, иконы напечатаны на типографском станке, а электричество подведено еще до начала строительных работ (а Костомарово вообще строили пришельцы с Нибиру лазерным резаком). И с момента постройки объект совсем не изменился.

Реставрация церковных исторических объектов дело хорошее и (ввиду идеологического вакуума) даже нужное. Но, товарищи! Штукатурить стены пещеры — это как деревянную церковь одеть в сайдинг.

Надписи на стенах в пещерах — это неотъемлемая часть их истории и часть самого духа этих пещер. В штукатурке, с искусственным освещением и плиточкой под ногами — это всего лишь длинный коридор.

Источники
[1] Православная энциклопедия, «ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ»
[2] WikiPedia, «Дзиньковский, Иван Николаевич»
[3] WikiPedia, «Дивногорский Успенский монастырь»
[4] WikiPedia, «Коротоякский Вознесенский монастырь»
[5] Р. Р. Мишкин, “Из истории хутора Дивногорье и села Селявное в годы Великой отечественной войны”.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий