Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали

Точка: 56.714092, 37.133505
Думал, что ограничусь в этом посте большим количеством красивых (на мой взгляд) пейзажей и минимумом текста.
Думал, дам ссылку на Википедию, да успокоюсь. Но угораздило меня прочитать наискосок статью из Вики. И несколько ссылок понажимать в той же Вики… а там… как обычно +100500 трупов, не нужный канал на крови и прочие «ужосы сталинизма» и всякие «наследии праклятаго софка». И тольком ничего больше. Ну так. Буд-то канаву прорыли и нормально.

Какую нах канаву?!! Даже я своим скудным умишком в силах осознать, сопоставив факты, насколько это было (да и есть) неимоверно крутое сооружение.

Громко матернувшись: «Окей, гугл! Открыть Яндекс!» полез искать вменяемую информацию. С вменяемой информацией то же не все гладко. Сходу есть сайт самого канала [1], на котором приличное описание технической составляющей. Есть куча статей про «ужосы», и нашелся полезный сайт [2], на котором есть «ужосы», пара адекватных статей и несколько вполне официальных документов. И есть книга, не очень вменяемая, но на нее вагон и меленький бронепоезд ссылок. Большая часть матриела (ну 90% этак) с первой страницы выдачи посиковиков дублирует друг друга и корнями своими уходит в Мемориал.

Я не историк и не писатель. И не аналитик. Но управленец по образованию и руководитель с 10ти летним стажем. На все события по привычки смотрю именно с этой позиции. И вот чего-то меня эта тема с каналом так задела, что родилось много текста, не сильно связанного с путешествиями. Да простят меня читатели.

Поехали. Современное название «Канал имени Москвы» годы строительства 1932-1937.

15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Решение было обусловлено тем, что к 30-м годам прошлого столетия столица была перенаселена и испытывала серьезный недостаток питьевой воды. Река Москва почти умирала — около Кремля ее можно было перейти вброд, а воды ее представляли собой смесь промышленных и иных отходов. Рублевский водопровод уже не мог «напоить» 3-х миллионное население и работал на пределе мощностей.  Решением в создавшейся кризисной ситуации могла стать подача воды из р. Волги. [1]

blog-4-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
1.

Техническое решение канала было сложным, ничего подобного в СССР к тому моменту еще не делали.

У деревни Иваньково, близ устья Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ — Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло канала и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту девятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке. [1]

До этого решения  хотели строить самотечный канал, по типу и той же командой, что Беломорканал, но такое решение не обеспечивало требуемых характеристик. Заложили строительство 3 сентября 1932 г.

blog-18-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
2.

К весне 1937 г. было вынуто 151,4 миллиона кубометров земли, 56 миллионов кубометров гравия, песка и глины. Уложено 3 110 000 кубометров бетона и железобетона. Почти шесть с половиною миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения канала потребовалось 35 тысяч тонн металлоконструкций, 2 350 000 кубометров лесоматериалов, 850 000 тонн цемента, около 7 000 000 кубометров камня и гравия, ПО миллионов штук кирпича. На строительстве канала работали 170экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5 750 электромоторов. К трассе канала были подведены железные дороги, по которым можно было увезти почти пятьдесят тысяч тонн груза. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой полыхало электрическое зарево. Появилась и новая техника. В том числе гидромониторы, впервые освоенные здесь же инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы — детище молодых специалистов, создавались на московском заводе «Борец». На канал работали самые крупные заводы страны. [1]

По данным этого же источника  — впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника,материалы и специалисты. Касательно техники, на вскидку, данных найти не удалось. В некоторых «воспоминаниях» из [2] фигурируют какие-то заграничные экскаваторы, которые привезли в начале строительства. Но почему-то на них не было документации, обученных специалистов и их то ли сломали, то ли еще- что-то сделали, характерно, что за это деяние никто не ответил. Но то воспоминания, без приложенных документов верить им это как… ну историю по Солженицину учить, например. Википедия про это вообще умалчивает (она про все интересное умалчивает, кроме использования з\к). На практике же, проект был действительно технически сложным и при том полностью ответственным. Проектировали и реализовывали полностью самостоятельно, включая все технические механизмы и сооружения. Вполне понятно, при так или иначе использовались «лицензированные» машины и механизмы, «международная интеграция» что  же вы хотите.

Делалось это много из этого вручную. Не самое сложное и ответственное, но земляные работы по прокладке русла были вручную. Особенно на начальном этапе стройки. То есть без техники. Использовали лопаты, кирки, тачки на рельсах и огромное количество гужевого транспорта (лошадей с повозками). Почему? Потому что потребного количества экскаваторов тупо не было в момент начала строительства. Автотранспортом снабжалась в первую очередь армия и другие полезные службы, хотя на хрониках грузовики присутствуют, но судя по статься о канале их берегли для перевозки важных грузов. К 37-ому году ближе количество техники заметно увеличилось, а ручной работы сократилось.

blog-19-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
3.

Основой прочности плотины является так называемый «зуб» — огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды. На этой стройке «зуб» был очень непростой конструкции и необычного масштаба. «Зуб» подобной величины впервые строился в нашей стране. Он состоял из 24 колодцев длиной по 8 с лишним метров, шириной более 3-х метров и высотой от 5,5 до 8 метров. «Зуб» этот на целый метр заглублялся в залегание очень прочной, так называемой юрской глины. Расстояние между колодцами заполнялось бетоном на ту же глубину, на которую опускались колодцы. Стенки колодцев были толщиной 0,7 метра и были сложены из бетона высокой марки. Внутреннюю полость также заполняли бетоном. Дела с колодцами осложнялись тем, что здесь были обнаружены стволы могучих дубов. За время, проведенное в земле, древесина затвердела и по прочности не уступала камню. Встречались и мощные огромные валуны. [1]

И все это почти вручную при постоянном риске затопления колодца (вместе с людьми). «Дикари, поганые большевики, трупоеды»? Да нет, оборудования для подобных работ в таких условиях в мире в то время особо не было, а даже если и было, то особо никто его не продал (в США пик «великой депрессии», год до прихода Гитлера к власти, Муссолини уже, медленно, но верно мир готовится к новой большой войне и скажите мне, нафига противнику давать такую полезную вещь как канал?).

На сайте [2] есть много интересного материала по техническим решениям, которые были реализованы (помимо плотины), например, про то, что канал течет над речками (!), про шлюзы, про водосбросы и заградворота и много еще чего. Очень рекомендую к прочтению.

blog-22-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
4

Сама стройка началась почти сразу (в 1932), но «раскачивалась» достаточно медленно. Начинали ее на добровольных началах — весь персонал должен был быть наемным. Приглашали рабочих, крестьян (в том числе со своими лошадьми и телегами), инженеров, управленцев и так далее. Но получили малый поток входящих при очень большой текучке. Работа простых строителей была тяжелая и во многом ручная. Добровольно ей заниматься не хотели, шли не охотно, и увольнялись быстро. Понятно, что проект грозил застрять (со всеми вытекающими как для руководства проекта, так и для государства). По этому быстро пригласили новую команду менеджмента, которая имела свежий живой опыт реализации подобных проектов. Новое руководство пришло не одно, а с четким пониманием, где взять рабочих, инженеров и другой персонал (который не свалит). В рекордно короткие сроки стройка была укоплектована и началась тяжелая работа. Звучит? Звучит!

В сущности, на этом я мог бы и остановить, посчитав миссию выполненой. Но нет. Поговорим про «ужосы рыжима».

Уточню, новая команда менеджеров — штатные сотрудники ОГПУ (после 1934 г — НКВД). Если кто не помнит или не знает: под страшной аббревиатурой ОГПУ скрывается  — Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР. Занималось оно согласно конституции СССР версии 1924 года: В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса. То есть сводная структура ФСБ+МВД в современных терминах. А НКВД это всего лишь МВД.

Где логика? Логика в структуре ОГПУ и НКВД. Вся пенитенциарная система под названием ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния) как раз в ОГПУ и входило, после реорганизации она попала в НКВД. Для сравнения, сейчас эта система (ФСИН) находится в ведении Министерства юстиции (отдельная от МВД структура). Так вот эти ребята из НКВД имели вполне свежий и, что важно, успешный опыт строительства Беломорканала (который был менее сложным технически и был построен ощутимо быстрее). Их и позвали. В качестве рабочих привезли заключенных и специалистов (в том числе с Беломорканала). Остальной персонал использовали как наемный, так из заключенных. Классическое управленческое решение, должен я вам сказать: уберите все страшные слова из текста и действия руководства компании и нового менеджмента будут строго логичны и как по учебнику.

blog-127-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
5

Но с точки зрения руководства и управления проектом (и государства) действия логичны и разумны.  Еще раз. Есть стратегическая проблема — снабжение столицы (не просто города) пресной водой для питья и технических нужд, а так же организация дополнительно транспортной магистрали. Решать надо? Надо! Причем быстро наиболее эффективно. Кто может это сделать? В первую очередь те, кто это только что эффективно сделал. Кто это? Это уже не так важно, важен результат и быстро. И им отдают проект со всей полнотой власти и ответственности за реализацию. Новый менеджмент, что характерно, вполне успешно себя показывает.

Учитывая печальный опыт с вольнонаемными сотрудниками, новое руководство привлекает тех, кто не откажется и не уводится — заключенных, тем более, что на Беломорканале это уже отработано. Далее быстро со всей страны свозят заключенных, для их размещения строят поселки с бараками, охраной и прочими необходимыми строениями службами под общим названием Дмитровский исправительно–трудовой лагерь (Дмитровлаг, Дмитлаг, ДИТЛаг и ДИТЛ). Происходит все примерно в 100 км от столицы (т.е. не глушь какая, можно свалить и есть куда бежать), а бараки эти ставят вполне общего режима, охрана есть как лагеря, так и стройки, но характерная для общих лагерей.

blog-129-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
6

Контингент завозят под стать. Состав заключенных был весьма пестр.

Большинство дмитлаговцев имели срок заключения по общеуголовным статьям. Особенно много было так называемых “тридцатипятников’,’ то есть осужденных по 35-й статье УК РСФСР. Наиболее часто встречались статьи: 72,73,78,79,82,83,107, 109, со 165 по 170, 217, 230; это все статьи за хозяйственные, имущественные преступления, за нарушение закона об отделении церкви от государства, должностной подлог, спекуляцию, побег из мест заключения, злоупотребление служебным положением, незаконное хранение огнестрельно­го оружия. Сидели здесь и по 58 статье и по тяжкой 59-й (“особо для Союза ССР опасные престу­пления против порядка управления”, бандитизм). Одновременно с каналом заключенные Дмитлага строили два закрытых аэродрома под Подольском, а в самой Москве – спортивный комплекс “Дина­мо”, Северный и Южный речные порты, жилые дома в Москве для начсоста­ва ОГПУ-НКВД. Все это были отделения и лагпункты Дмитлага. [2]

Просто для понимания: ст. 35 УЦ РСФСР «Удаление из пределов РСФСР или из пределов отдельной местности с обязательным поселением или запрещением проживать в других местностях или без этих ограничений, в соединении с исправительно-трудовыми работами или без исправительно-трудовых работ, может примениться судом в отношении тех осужденных, оставление которых в данной местности признается судом общественно-опасным.» ст.58 под общим названием «контрреволюционные преступления» и ст.59 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» — полный текст можно посмотреть тут (очень познавательно, и стоило бы некоторые пункты вернуть). То есть ст.35 описывает наказания за преступные действия. Прикольно, что неприступные действия за которые давали ст.35 описаны в том числе в 58 и 59 ст. , то есть осужденные с наказанием по 35-ой могли быть как особо опасными контрреволюционерами, так и заехать на нары чисто за экономические преступления. Махровые уголовники там то же были, но в меньшем количестве, особо тяжких в Дмитровлаг старались не засылать (ибо не уследишь). На там и без них хватало всякого.

blog-130-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
7

Нагнали людей, организовались и начали усиленными темпами стройку. Финансирование шло первые годы огромное. И это вкупе с контингентом самого лагеря сыграло явно злую шутку. Например вот тут много отсылов к официальным документам, из которых вполне видно руководство всех уровне откровенно пользовалось благами жизни и с прибором клало на все остальное (воровство, невыполнение служебных обязанностей и так далее). Начальника сменили, но это в итоге не сильно помогло. Новый в срок закончить не смог, но продержался почти дотянул до сдачи проекта.

О том, что творилось можно представить по одному из первых приказов нового начальника лагеря Фирина от 4 октября 1933 ГОДА № 35: «Без ведома Когана и моего запрещается кому бы то ни было разрешать проживание з/к на частных квартирах в городе (Дмитрове)». На частных квартирах, Карл! В источнике [2] есть ссылки (раз, два, три) на интересные документы от 1935 года, из которых следует, что  в лагере и на стройке был серьезный процент раздолбайства, воровства, саботажа и т.п., а так же проблемы с техникой безопасности. Контингент сидел вполне понятный, а при вполне льготных условиях и огромном финансирование — бардак начался крайне быстро и общие экономические интересы нашли и зеки и сотрудники.

На стройке было задействовано большое количество наемных рабочих вместе с заключенными. Наемных от зеков не отделяли, охрана физически не могла контролировать все (это же сколько надо охраны на 160к человек). Лично я бы на месте простого смертного в тот район в те годы не совался бы даже с ружьем.

blog-194-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
8

Википедия с ссылкой на тот же источник (копи-пастом) сообщает о смертности в лагере: в 1933 году — 8873 человека (16,1 процента от списочного состава), в 1934-м — 6041 человек (3,88 процента), в 1935-м — 4349 человек (2,3 процента), в 1936-м — 2472 человека (1,4 процента), в 1937-м — 1068 человек (0,9 процента), в 1938 году — 39 человек. Всего говорят от 22842 человек. Для сравнения по данным той же Вики при строительстве Беломорканала погибло около 16000 человек из максимально 126тыс там сидевших, в Дмитровлаге было максимум 192тыс в самом начале стройки. То есть потери сопоставимы.

Посмотрел я этот источник. Там есть эти цифры. Но нет ни одной ссылки (на хрен с ними пока). И чего-то это не сильно бьется с приказами по лагерю и другими документами и того же источника. То есть 16% умерло, но зеки живут на частных квартирах, к ним разрешены посещения, отдельным зекам позволяют отпуска на выходные в столицу. Это как вообще сочетается одно с другим? На стройке Беломорканала условия были не в пример жестче, но процент такой же.

В книге про лагеря проскакивают данные, что в 33-34годах в среднем по всем лагерям к больным и немощным попадали 10% от всех сидевших. Так же помним, что только что закончился голод в 32-33 годов в отдельных регионах (на том же Беломорканале из-за него резко возросла смертность, здоровья строителям канала Москвы голод то же не добавил)

Помимо этого,  до 35ого существовала негласная фишка — досрочное освобождение для сильно истощенных заключенных (или как минимум освобождение от работ).  Что-то мне подсказывает, что это был секрет Полишинеля и масса народу этой лазейкой попыталась воспользоваться, а кормили на стройке по принципу «кто не работает, тот не есть» (норма \ не норма). Есть не ели, работать то же не стремились, доводили себя до истощения в надежде на освобождение, а вот, как подозреваю, хрен. Здоровье таких приколов не прощает.

blog-195-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
9

Нет, поверить в 22000+ умерших вполне можно, при условии наличия хоты бы ссылок на лагерные документы, которые обязаны быть и фиксировать убыль. Во первых, каждый недосчитаный на поверке — потенциальный побег. Во вторых, убыль надо постоянно восполнять. В третьих, довольствие продуктовое и вещевое, которое стоит денег. В четвертых отчеты вышестоящим инстанциям и т.д. Я опять же размышляю как руководитель, а не историк.

То есть 22 тысячи там могло умереть за все время, но отчего, это самое важно. Ведь преподносят всех как жертв кровавого режима, а на самом деле как оно? Даже по тем документам, которые нашлись в свободном доступе. Насильственных смертей там от рук самих же зеков было предостаточно, побеги (лагерь, напоминаю, не вглуши какой-то, а около Москвы.), сопротивления при побегах, несчастные случаи, болезни, последствия голода.

Опять же есть приказы, по которым НКВД должны найти данные по всем осевшим в районе откинувшимся зекам и выслать из 25 км от лагеря! И там же приказ про досрочное освобожедение 50к заключенных после сдачи канала. В том числе упоминается 600 снятых судимостей (причем снимали тем, кто добровольно остался достраивать после отсидки срока).  Согласитесь, на «ужосы рыжима» не тянет. Тяжелая стройка в тяжелое время, но необходимая.

blog-196-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
10

На вскидку находится и еще интересный факт: в городе Дмитрове проживало немало представителей дворянских родов, которые поселились там после неоднократных ссылок и лагерей советско­го времени. В поисках заработка они нередко устраивались на стройку вольнонаемными.

Их там было! И помимо дворян в Дмитрове жило еще много народу, не очень позитивно относящихся к советской власти. Достаточно посмотреть расстрельный список по этой ссылке.

Представляете себе картинку: в Дмитрове проживает большое количество чуждого элемента, да тут еще целый лагерь под бок с вольным режимом сваливается. Зекам, понятное дело, советскую власть любить то же не за что.  А работают они вместе, ибо куда деваться. Вполне логично, что в районе начинается черте что. А район под Москвой. Порядок поддерживать хоть какой-то, но надо (несмотря на бардак в руководстве). Вот тут за жесткие нарушения безобразий резво могут давать и вышку особо не церемонясь, что, скорее всего и делали.

blog-200-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
11

События 37-ого года в одном из источников описаны так:

…по «делу Фирина» было арестовано 218 человек, среди которых оказалось большинство лагерных литераторов и художников, которым покровительствовал начальник Дмитлага. Неполный список заключенных Дмитлага, не связанных непосредственно с Фириным и расстрелянных в течение 1937—1938 годов УНКВД по Московской области (так сказать, «в обычном порядке»), их имен не содержит (см. «Бутовский полигон, 1937—1938. Книга памяти жертв политических репрессий». Т. 2. М., 1999, стр. 289—344).
Обвинили чекистов Дмитлага ни больше ни меньше как в заговорщической деятельности. О заговоре в НКВД Н. И. Ежов впервые подробно рассказал на июньском (1937) Пленуме ЦК ВКП(б). По словам Ежова, Ягода готовил «дворцовый переворот», в котором важнейшую роль должны были сыграть заключенные подмосковных лагерей.
Руководители Дмитлага Фирин и Пузицкий «по поручению Ягоды должны были создать террористические группы в лагерях НКВД для совершения терактов при возможном посещении членами правительства канала Волга—Москва», для чего ими «вербовались в состав контрреволюционной организации, наиболее контрреволюционные элементы из среды уголовников, содержащихся в Дмитровском лагере». Описывая сценарий захвата власти, Ежов цитировал показания Фирина, выбитые на следствии:
«В плане захвата власти Ягода отводил ответственное место силам Дмитлага. Ягода указал, что в лагере надо создать крепкий боевой резерв из лагерных контингентов. Для этого следует использовать нач. строительных отрядов из авторитетных в уголовном мире заключенных, так называемых «вожаков», чтобы каждый «вожак» в любое время мог превратиться в начальника боевой группы, состоящей из основного костяка заключенных из его же строительного отряда. Ягода говорил, что боевые группы Дмитлага потребуются для террористических задач — захвата и уничтожения отдельных представителей партии и власти и, кроме того, должны составлять резерв для захвата отдельных учреждений, предприятий и т. п. боевых задач. Поэтому каждый начальник боевого отряда должен подчинить своему влиянию максимальное количество отборных головорезов-лагерников. Опасные элементы после переворота можно будет уничтожить».

Ссылка на книгу памяти доверия не вызывает, т.к. под патронажем небезызвестного «Мемориала» выпускалась. Тем не менее, версия со «слов Ежова» (с ссылкой на доклад, но навскидку, я не нашел, но думаю, плохо искал) в своем роде очень даже может иметь место к существованию. Слишком много под Москвой скопилось людей, с претензиями к власти. Создать на этой почве боевую организацию — вполне возможно и не очень-то трудно. Ягода вполне был в этом заинтересован и имел все рычаги для подобного. Сам Ежов присел через два года примерно по тем же обвинениям (с тем же приговором), но с меньшим размахом. Читал много всякого на эту тему, и лично считаю, что не заговор против Сталина в тот момент таки был не без участия Ягоды. Достаточно, посмотреть, насколько прицельны были списки расстрелянных. Причем под расстрел попали как наемные работники, так и заключенные. Брали прицельно, кололи быстро и к стенке. После судя над Ягодой клубок должен был распутываться легко и непринужденно. Большое количество осужденных вполне может быть объяснено теми же  58 и 59 статьям УК это было из серии «знал, но не донес». Оттуда массовость. Замете, все в соответствие с действующим уже более 10 лет на тот момент законодательством.

А вот про Бутовский полигон данных на вскидку (кроме того же Мемориала) найти не получилось. То есть Мемориал считает, что +100500 было расстреляно на этом полигоне. Но так считает, видимо только он. Меморил, он такой. Исследования на тему этого полигона были (простите, но лень искать), по сути такой же фейк как многие другие творения Мемориала.

blog-205-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
12

А канал. Канал между тем сдали в эксплуатацию:
23 марта 1937 года на самом высоком уровне было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого канала.

Волга обрушила невероятной мощности удар на плотину, но щиты выдержали. Течение реки было остановлено на три минуты. Механизмы и плотины работали безукоризненно.

Затем щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф (участок) Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы — будущее ложе канала. Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». Волга была покорена, ее вода была взята на строгий учет, а кран на бетонной плотине регулировал ее дальнейший пропуск, то поднимая, то опуская металлические щиты.

К17 апреля вода наполнила все 128 км канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 г., были выполнены за 4 года и 8 месяцев!

2-го мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.

Итак за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.

15 июля 1937 г. канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Сейчас, спустя семь десятилетий, можно уверенно утверждать: канал выполнил и продолжает выполнять свои основные задачи: служит прекрасным водным путем, соединяющим столицу со всеми морями европейской части России и поставляет чистую воду для Москвы.

blog-264-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
13
...Было время - и были подвалы,
Было дело и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
(Владимир Высоцкий)
blog-265-of-283 Путешествия  Дубна или как текли куда надо каналы и каналы куда надо впадали
14

UPD. Нашел уточнения по численности заключенных в Дмитровлаге. 1934 — 88534 чел, 1935 — 192229 чел, 1936 — 192034 чел, 1937 — 146920 чел, 1938 — 16068 чел. Источник — И. Пыхалов — За что сажали при Сталине. Невинны ли «жертвы репрессий»? вот прямая ссылка на табличку с данными и ссылка на источники. А вот данные по смертности (к сожалению, общие по всем ИТК) — ссылка.

Поделиться ссылкой:

3 comments

  1. […] Предыдущая часть начиналась с желания дать ссылку на википедию да просто фото выложить. Не получилось. Теперь исправляюсь. Тем более, что настроение соответствует, что-то подсказывает, что сезон 2015ого так и закончился Большим весенним путешествием. О нем позже. По правде сказать, как-то так я предполагал. Носило нас в этом году по маршрутам известным, по рыбалкам, но как-то слишком судорожно (даже нервно) и камера доставалась редко. И еще поносит, но без дальняка. Обидно. Досадно. Да ладно. Просто фото с одного из последних заездов в Дубну в 2014ом […]

  2. […] осуществлялось силами заключенных Волголага (части Дмитровлага, по который я как-то уже писал). В пике на стройке было около 85 тыс человек, опять же в […]

Добавить комментарий