Юг-’14. Новороссийск. Часть 1

Точка: 44.740771, 37.784654 (Новороссийск)

Исторически сложилось так, что на черноморском побережье Анапа — наше все! Заезды были в меру регулярные, с очень малых лет. Остальные города посещались в рамках экскурсий, не более.

Сколь-нибудь полноценно в Новороссийске я был еще при Советской Власти (в прямом смысле — году в 89-90-ом), лет в шесть или около того. Точно помню, что это была экскурсия из разряда обязательных в рамках патриотического воспитания. И возили нас из пионерлагеря из Анапы. Потом был проездом году в 2001ом то же вместе с экскурсией (но без остановок в городе).

Детская память шутка не надежная — это выяснилось буквально сразу по приезду в город. Оказалось, что в памяти полная каша из объектов и мест их расположения. Например, в памяти моей «Расстрелянный вагон» стоял рядом с «Малой землей». А памятник «Взрыв» где-то в центре города около пляжа. В реальности все совершенно не так. Хорошо, что есть навигатор.

Сама прогулка по Новороссийску для оказалась для меня постоянным сравнением детский воспоминаний и реальности.

 

blog-1-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
1.Телебашня (в 2001ом экскурсовод обозвал ее «мечта наркомана»)

blog-2-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
2. Старая часть города
blog-4-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
4. Старая часть просто очаровательна. Гулять одно удовольствие!
blog-5-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
5. Дороги в старой части города сильно удивили — вроде как порт, фур много. А нет. По одной полосе в каждую сторону и все. Чуть-что — сразу стоим. мертво.
blog-7-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
6. Собственно из-за пробки мы и гуляли в этом районе. На серпантине на подъезду к городу фура с газом навернулась.
blog-8-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
7. Личный подъезд с лестницей на второй этаж. Такое решение в городе оказалось далеко не единичным.
blog-11-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
8. Медицинский центр (сейчас). А по постройке — какая-то усадьба.
blog-13-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
10. Армяно-Григорианская церковь. Новострой, но очень симпатичный. Правда коричневые рамы в окнах несколько портят впечатление.

Фотографии идут в некий разнобой. На самом деле тут разные дни и не очень соблюденная последовательность. Основная прогула у нас получилась по новой части города (про это в следующих постах). А пока — мемориалы. Так как сейчас обязательных экскурсий для патриотического воспитания нет (что серьезная недоработка), немного внесу свой вклад в патриотическое воспитание граждан.

Весь текст взят из книги Горшкова С. Г. «На южном приморском фланге». (Глава пятая.Оборона Новороссийска) — М.: Воениздат, 1989 — militera.lib.ru

[…] главное командование сухопутных войск вермахта решило продолжить, наступление на Кавказ: 1-я танковая армия должна была наступать из района Пятигорска на Орджоникидзе, Грозный, Махачкалу и Баку; 49-й горнострелковый корпус по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской и Военно-Сухумской дорогам — на Сухуми и Кутаиси; 17-я армия — вдоль побережья Черного моря от Анапы на Батуми. Последнему направлению, пролегавшему через Новороссийск, противник придавал исключительно важное значение. В плане наступления на Кавказ, разработанном гитлеровским командованием еще в июле 1941 г., из трех возможных направлений преодоления Главного Кавказского хребта предпочтение отдавалось шоссейной дороге, идущей по Черноморскому побережью от Новороссийска до Батуми. В частности, в нем отмечалось, что эта дорога «…находится в хорошем состоянии… и пригодна для движения моторизованных войск без всяких ограничений. Однако она находится в сфере огня русского Черноморского флота… При поддержке флота противник будет особенно упорно оборонять ее как раз в районах, где расположены… порты». Исходя из такой оценки обстановки (которую нельзя не признать весьма обоснованной), немецко-фашистское командование настойчиво стремилось овладеть приморской дорогой. Первым шагом к этому должен был стать захват Новороссийска и Туапсе.

В процессе осуществления плана «Эдельвейс» уточнялись его детали, но неизменной оставалась основа — скорейший захват прибрежной дороги и военно-морских баз, на это были направлены значительные силы 17-й сухопутной и 1-й танковой армий, действовавших на Кавказе. Выполнив намеченные планом задачи, противник надеялся добиться господства на морских коммуникациях и обеспечить поддержку своих сил с моря, что сыграло бы исключительно важную роль в развитии дальнейшего наступления войск вдоль Кавказского побережья Черного моря.

Приступая к осуществлению плана «Эдельвейс», командование группы армий «А» готовило форсирование Керченского пролива. Как явствует из журнала боевых действий группы армий «А», 15 августа начальник штаба 11-й армии сообщил из Крыма в штаб группы армий, что давно намеченная операция «Блюхер-II» начнется утром 17 августа. В ходе этой операции 73-я и 9-я пехотные дивизии, форсировав пролив, должны были овладеть Таманским полуостровом, а затем захватить Новороссийск и Анапу. 44-му армейскому корпусу при поддержке 57-го танкового корпуса предписывалось занять побережье от Туапсе до Адлера. Наступал кульминационный момент — оборона Новороссийска становилась главным событием битвы за Кавказ. […]

blog-14-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
10. Мемориал «Разрушенный дворец культуры цементников». Цементный завод был одной из ключевых точек в обороне. Бои за него были постоянно.

[…]  Реальная угроза прорыва немецко-фашистских войск к Новороссийску возникла 12 августа, после того как наши войска оставили Краснодар. Германское командование было уверено, что 5-му армейскому корпусу удастся с ходу прорвать оборону города; одновременно оно планировало силами 44-го армейского и 57-го танкового корпусов нанести удар через Хадыженскую на Туапсе. Ставка ВГК своевременно разгадала замысел врага и предприняла срочные меры, чтобы сдержать его натиск на этих направлениях. 10 августа командующий Северо-Кавказским фронтом получил указание силами 32-й гвардейской  стрелковой дивизии и 236-й стрелковой дивизии в три-четыре линии перекрыть на всю глубину дорогу Майкоп — Туапсе и ни в коем случае не пропустить здесь противника, а на усиление обороны Новороссийска направить 77-ю стрелковую дивизию, сняв ее с Таманского полуострова, оборону которого возложить на части и соединения флота.

Захват Новороссийска и Туапсе и выход на побережье Черного моря казались противнику делом ближайших дней; фашистское командование уже подсчитывало, какие авиационные соединения после этого можно будет снять с новороссийского и туапсинекого направлений и перенацелить на поддержку наступления на Сталинград.

Было бы ошибкой думать, что план противника достичь успеха одновременно на новороссийском и туапсинском направлениях был чистой авантюрой. В своих расчетах немецко-фашистское командование опиралось на благоприятные поначалу результаты начавшегося наступления и значительное превосходство в силах. Перегруппировав войска, оно сосредоточило для наступления на Новороссийск две пехотные и три кавалерийские дивизии, а на Туапсе — пять пехотных и две моторизованные дивизии. Но, как показали дальнейшие события, все попытки врага прорваться к Черноморскому побережью в районе Туапсе и тем самым достичь ближайшей цели — выйти к приморскому шоссе — оказались тщетными.

Благодаря своевременной перегруппировке сил к середине августа сопротивление наших войск возросло. Войскам, действовавшим на приморском фланге фронта, сначала удалось снизить темп вражеского наступления, а 17 августа остановить дальнейшее продвижение соединений немецких 1-й танковой и 17-й армий на линии Темнолесское, Черноморское, Дербентская, Абинская, Черноерковская. […]

 

blog-15-of-73 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
11. Мемориал «Рубеж обороны»

[…]  Силы врага, значительно превосходившие силы защитников НОР, насчитывали 27 тыс. человек, 260 орудий, 172 миномета, 64 танка и штурмовых орудия. На аэродромах Керченского полуострова находилось 150 самолетов (90 бомбардировщиков и 60 истребителей), в Феодосийском заливе — 12 гидросамолетов. В портах Керчь и Феодосия базировались 15 торпедных катеров, 30 самоходных барж и других судов. К тому же противник, в руках которого находилась инициатива, имел большую  свободу маневра и мог при необходимости усиливать наступавшие группировки на избранных направлениях.

Чтобы остановить врага в этих необычайно сложных условиях, необходимы были четкая организация обороны и эффективное управление всеми имеющимися силами. Важная роль отводилась кораблям и частям военно-морской базы. Еще 12 августа, т. е. за пять дней до сформирования Новороссийского оборонительного района, командующий АВФ отдал приказ командиру базы о принятии неотложных мер по совершенствованию сухопутной обороны непосредственно города, а именно: укрепить артиллерией и подразделениями пехоты господствующие высоты, закрыть проходы в горах; проходы, оставленные для маневра своих частей, пристрелять артиллерией и подготовить к блокированию с помощью мин и завалов. С учетом малой численности сухопутных частей базы было дано указание использовать для решения этих задач ж часть экипажей кораблей, личного состава штабов, тыловых учреждений, а также подразделения Азовской военной флотилии, эвакуированные в Кабардинку. К 19 августа из этих частей и подразделений были сформированы два отряда моряков общей численностью около 600 человек. Уже на следующий день они вместе со 142-м отдельным батальоном морской пехоты, с 46-м отдельным зенитным артиллерийским дивизионом и 216-м стрелковым полком 47-й армии заняли проходы через перввал Кабардинский, район Марьина Роща, гора Плоская, Гелвнджик и Фальшивый Геленджик, перевал Бабича, проходы по проселочным дорогам к Абрау-Дюрсо и к Васильевне, а также в районы Глебовки и Волчьих Ворот. Однако следует признать, что это были весьма скромные силы для решения столь сложных задач. К тому же и управление ими оставляло желать лучшего: порой командиру Новороссийской военно-морской базы, на которого была возложена ответственность за оборону города, не хватало целеустремленности, твердости и решительности.

Обстановка требовала в кратчайший срок навести в городе строжайший порядок, отвечающий осадному положению, и быстро наладить управление силами обороны, поэтому 18 августа командование фронта приказало командующему оборонительным районом назначить комендантом Новороссийска решительного командира, а на командира базы возложить функции командира боевого участка внутреннего обвода Новороссийского оборонительного района. Во исполнение этого приказания комендантом гарнизона был назначен майор Бородянский. Его организаторские способности, воля, личная храбрость в еще большей степени проявились в дни ожесточенных боев за город. Он грамотно руководил боями, появлялся на самых ответственных участках, подавая пример личного мужества бойцам и командирам.

В ходе оборонительных боевых действий, начавшихся 25 июля, войскам Северо-Кавказского фронта удалось сковать главные силы группы армий «А», сорвать замысел противника, который пытался окружить и уничтожить наши войска между Доном и предгорьями Главного Кавказского хребта. Это позволило советскому командованию выиграть время для организации надежной обороны на всем протяжении от Каспийского моря до Таманского полуострова и тем самым остановить вражеское наступление на Кавказ. […]

 

blog-19-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
12. Мемориал «Рубеж обороны». Расстрелянный вагон (слева)

[…] Особое внимание командование НОР уделяло созданию прочной обороны в районе цементных заводов на северо-восточной окраине города, откуда начиналось Сухумское шоссе. Было очевидно, что не город, да и не порт являются главной целью массированного наступления врага, а выход на это шоссе. Нужно было сделать все возможное, чтобы не пустить его на эту стратегическую приморскую дорогу и дать время подошедшей из Геленджика 318-й горнострелковой дивизии генерал-майора А. А. Гречкина для создания в этом районе непреодолимого заслона.[…]

blog-20-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
13. Мемориал «Разрушенный дворец культуры цементников»

[…] Новороссийская оборонительная операция, длившаяся более месяца, с 19 августа по 26 сентября [1942], успешно завершилась. Хотя противнику и удалось в этот период захватить Таманский полуостров, прилегающую к Новороссийску территорию, западную и центральную части города, порт, но добиться поставленной гитлеровским командованием цели выйти на шоссе Новороссийск — Батуми он не смог. В боях за город враг понес большие потери: более 14 тыс. человек были убиты и ранены, 25 самолетов, 47 танков, около 100 орудий и минометов, более 300 автомашин было уничтожено. В результате боеспособность немецко-фашистских войск, штурмовавших НОР, была существенно подорвана.

Не пришлось противнику воспользоваться и портом: восточное побережье Цемесской бухты оставалось в наших руках. Это позволило постоянно держать вход в бухту и акваторию порта под огнем артиллерии, минометов и пулеметов, так что фашистская пропаганда явно поспешила объявить о захвате Новороссийска, к тому же бои в городе еще по сути только начинались. Кстати, Ф. Гальдер, с бухгалтерской скрупулезностью отмечавший в «Военном дневнике» взятие каждого советского города, Новороссийск к числу захваченных городов так и не отнес.

Новороссийск ни на один день, ни на один час полностью оставлен не был. Память о тех, кто дрался, пал, но отстоял территорию города в районе цементных заводов, не позволяет считать его сданным. Разрушенный, сожженный, расстрелянный, как и Сталинград, он остался непокоренным советским городом. К сожалению, как в сообщения некоторых наших средств массовой информации, так и в отдельные наши исторические труды вкралась досадная ошибка об оставлении 10 сентября 1942 г. Новороссийска Красной Армией. […]

blog-21-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 1
14.

[…]  Героический подвиг защитников Новороссийска навсегда останется в памяти советского народа. В восточной части города у цементного завода «Октябрь» на том месте, где войска 47-й армии и морская пехота преградили путь врагу к Северному Кавказу, стоит изрешеченный пулями и осколками обгоревший остов железнодорожного вагона. Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь 11 сентября 1942 года доблестные воины частей Советской Армии и Черноморского флота преградили путь врагу на Кавказ, а через 360 дней во взаимодействии с морским десантом и частями с Малой земли начали штурм Новороссийска и 16 сентября 1943 года, разгромив фашистские войска, освободили город». Ныне он стал частью величественного мемориала, воздвигнутого в память воинской доблести защитников Новороссийска. В знак признания их беспримерного мужества, стойкости и героизма Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1973 г. Новороссийску присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». […] 

Поделиться ссылкой:

3 comments

  1. […] Выдвинулись мы из Анапы, и жестко встряли в Новороссийске. Непонятно как, но за полтора часа пролезли огородами до портовой части города. Дальше дорога не двигалась. Вообще. Бросили машину и двинулись гулять (и перекусить). Часть фото с прогулки была в первой части рассказа про Новороссийск. […]

Добавить комментарий