Юг-’14. Новороссийск. Часть 2

Точка: 44.721347, 37.778098

В первой части отчета про прогулку по Новороссийску я рассказывал о своих детских воспоминаниях о городе и истории обороны Новороссийска во время Великой Отечественной Войны. Напомню, что гуляли мы по старой части города (той, что в районе порта). Теперь перемещаемся в новую.

Контраст между старым и новым городом разителен. Особенно в части дорог и застройки. В новом хорошие и широкие дороги, добротные тротуары и полно зелени! Хотя зелени много и в старом городе.

Проулку начинаем от Коммерческого порта (самое начало пешеходной части набережной). Первое, что сразу притягивает взгляд — военный корабль.

blog-26-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
1. Крейсер «Михаил Кутузов». На него явно можно залезть, но надо еще дойти.

blog-29-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
2. Море не спокойно. Поднимаются волны. Тщетно пытаюсь их заснять. Смотрю по сторонам и из детства не узнаю ничего. Помню только краны в порту и горы на горизонте.
blog-33-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
3. Бесплатный аттракцион «помой спину в волнах Черного моря»
blog-35-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
4. Обелиск в честь 20-й годовщины освобождения Новороссийска от белогвардейцев и интервентов.

Это про так называемую «Новоросси́йскую катастро́фу» в 1920-ом году. Не советую срочно открывать Википедию и читать там не вразумительное «пугающими заголовками и шокирующими подробностями», она в своем репертуаре про +100500 зверски съеденных младенцев. И ссылки на источники, как обычно не бьются с содержанием стати и сама статья написана сильно однобоко. Вику править бесполезно (модераторы вернут имеющийся бред), так что опять займусь кратким ликбезом. Ради интереса в качестве источника беру туже Вику и ссылки на источники из Вики и ничего более.

В чем суть — в марте 1920 года Донская и Кубанская армии (Белые) получали конкретных люлей от 9-ой армии Кавказского фронта под командованием И. П. Уборевича (от Красных). Сначала Белым вломили под Екатеринодаром (сов.Краснодаром).  Часть Белых с утроенной скоростью ломанулась в Новороссийск. С утроенной — потому, что ни и до этого туда бежали, но пытались еще как-то огрызаться. После разгрома просто бежали. Моральных и боевой дух Белых был ниже плинтуса. Часть паникует и бежит, часть сдается на милость Красных и Зеленых.

В районе Новороссийска собирается 25 200 штыков и 26 700 сабель. Это без учета нагрузки в виде обозников и прочего снабжения, которое Белы тащили с собой. Офицеры были еще и с семьями. То есть  более 50 тыс. человек. К этому можно прибавить и местных — это еще сколько-то тысяч. Цель у Белых ровно одна — бежать в Крым. Из Новороссийска это крюк, но в Тамань им уже уйти не дают Красные. Обеспечением организованной эвакуации морем никто толком не озаботился. Союзнички (те самые интервенты, в том числе Англичане) как обычно не хотели рисковать своими судами и катались туда-обратно максимально неторопливо (союзничики вполне к тому моменту уже понимали, что ловить с Белыми нечего). Суммарно в эвакуации было задействовано более 30 судов, но они были из серии «лучше так, чем никак». Обороной города и прикрытием эвакуации занимаются всего два (два, Карл!) полка — 3-ий донской калмыцкий полк и 3-м Дроздовский полк.  Что характерно, Дроздовский полк Белые вывезли в Крым в самом конца, а калмыкам предоставили высокую честь попасть в плен к Красным.

Красные, подойдя к городу предложили капитуляцию, но Белые ее не приняли, в том числе, рассчитывая на поддержку союзничков. «Но подмога не пришла, подкрепление не прислали…» Англичане постреливали по горам, прикрывая свои же корабли и вывозя нужных им людей. Прямое участие союзничков согласно Википедии длилось 1 сутки. Паника в городе росла в геометрической прогрессии. До сумасшествия, насилия и т.п. В общем обычная такая паника.

27 марта 1920-ого Красные спокойно взяли город. И пленных (всех кто остался и сдался, кто не сдавался — пришлось пристрелить).

А тперь пару слов про 100500 растреляных Белых, «съеденных младенцев» и «мильён изнасилованых немок». Википедия в своих рассказах о «зверствах Красных» ссылается на книгу Волков С.В. Трагедия русского офицерства. — М., 1993 . Конкретно вот на этот текст (выделения жирным мои):

Велики были и потери в Орловско-Кромском сражении и при последующем отступлении. 3 ноября 30 офицеров убито в Фатеже, много офицеров погибло 15 ноября в Переяславле, с 14 по 18 ноября у Льгова убито до 500 чел. Дроздовского и Самурского полков. 6 декабря в д.Львовке погиб почти весь штаб корпуса Мамонтова{618}. В бою под Торговой 18–19 февраля 1920 г. погибло до 5 тыс. казаков группы ген. Павлова. Много жертв было при эвакуации Новороссийска. Вот несколько типичных воспоминаний. «Многие офицеры стрелялись тут же в порту»{619}. «Момент пленения нас большевиками не поддается описанию; некоторые тут же предпочитали покончить счеты с жизнью. Мне запомнился капитан Дроздовского полка, стоявший недалеко от меня с женой и двумя детьми трех и пяти лет. Перекрестив и поцеловав их, он каждому из них стреляет в ухо, крестит жену, в слезах прощается с ней; и вот, застреленная, падает она, а последняя пуля в себя…»{620}. «Дорога шла мимо лазарета. Раненые офицеры, на костылях, умоляли нас взять их с собой, не оставлять красным. Мы прошли молча, потупившись и отвернувшись. Нам было очень совестно, но мы и сами не были уверены, удастся ли нам сесть на пароходы»{621}. Из пленных, взятых в Новороссийске, многие были вскоре же расстреляны. «Ночью мы — несколько человек из штаба бригады — разместились в стодоле. Среди ночи сюда привели двух казаков, ограбили их и тут же зверски убили. Мне приказали встать и идти за стодолу, где нас собралось до 20 ч. Отвели в сторону, выругали, приказали стоять на месте, а сами вскинули на руку ружье, дали залп — один, другой. Все попадали, в т.ч. и я»{622}. При наступлении в Северной Таврии в 1920 г. только корпус А.П.Кутепова потерял за три дня 23% своего состава. Несколько десятков офицеров погибло 24 августа у х.Балтазаровки и т.п.{623} Едва ли не большие потери принесла смертность от болезней, прежде всего от тифа, особенно свирепствовавшего при осенне-зимнем отступлении 1919 г., когда в пути замерзали, занесенные снегом, целые санитарные поезда.

То есть сначала рассказа про чисто боевые потери при отступлении и обороне. При этом подсчет идет крайне корявый — то в «офицерах», то в «человеках».  Источники проверять откровенно лениво, т.к. это именно боевые потери, никакого зверства и расстрелов пока нет. Потом автор рассказывает про панику и психоз городе опираясь на воспоминания очевидцев — убийства, самоубийства ( в т.ч. групповые). Почему так? А потому что гражданская война-с, пощады в случае плена не ждали ни Белые не Красные, по вполне понятным причинам. Дальше иду воспоминания о самих расстрелах (да-да, это то же воспоминания авторства — Мамонтова, Сергея Ивановича, «Походы и кони», Париж, YMCA-Press, 1981. Причем в сильно художественной обработке). А дальше опять про боевые потери. Окончание не менее интересно — оказывается там еще и эпидемии гуляли (внезапно, правда)! К слову принимающая сторона при эвакуции (в том числе и Крым) прикрывались карантином и держали суда на отдалении от берега не давая высаживать пассажиров до прохождения полной врачебной комиссии.

Что имеем — боевые потери (много), расстрелы пленных военных (много), потери мирного населения (ага, в гражданскую, когда хрен поймешь кто мирный, а кто нет), в том числе от болезней и во время паники. Итог — самое, в общем-то, обычное завершение наступательной операции для Красных, и полный разгром для Белых. К слову, Крым, в который большая часть Белых свалила, Красные взяли уже в Ноябре 1920 года, при этом перед наступлением Белым предъявили ультиматум, последние его отвергли и засекретили (хотя находились в заведомо проигрышной ситуации) от личного состава (гуманизъм!).

blog-36-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
5. Крейсер «Михаил Кутузов» Красавец! От начинающегося шторма в воздухе дымка из капель.
blog-40-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
6. Фонтан «Дарующая воду». Оказывается в городе были серьезные проблемы с пресной водой. Ее просто не было. Возили в танкерах и раздавали как раз на месте установки фонтана. В 70-х годах 20-ого века от р.Кубань провели водопровод, что проблему решило, но этот водопровод стал мега-стратегическим объектом, т.к. он один и не имеет дублера. Дублер начали строить в 2014-ом. В Геленджике та же проблема.

Точка: 44.721114, 37.782172 (Крейсер Михаил Кузнецов)

blog-41-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
7. Поднимаемся на экскурсию по крейсеру. Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.

Дальше по материалам worldofwarships.ru (ребята молодцы! делают не просто игры, а занимаются подбором материала по объектам своих игр — танчикам и корабликам — за что респект). Про Крейсер «Михаил Кутузов»  и про остальные крейсеры проекта Бис-68 .

blog-45-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
8. Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
blog-47-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
9. Крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
blog-48-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
10. Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира. Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
blog-49-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
11. Во время последней модификации на борт «Михаила Кутузова» были установлены 30-мм зенитные установки АК-230 с автоматическим наведением по данным радиолокатора — одни из первых советских высокоскорострельных зенитных орудий. На корабле расположено 8 таких установок скорострельностью 2500 выстрелов в минуту. Самолёту уйти от огня такой интенсивности очень сложно: тут главное — задать верное направление.
blog-50-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
12. В конце 50-х годов после небольшой доработки система приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис» была подключена к системе управления зенитным огнём, что позволило вести огонь главным калибром крейсера по воздушным целям. Таким образом, МК-5-бис стала первой в отечественном флоте универсальной установкой главного калибра.
blog-58-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
13. Главный калибр крейсера, представленный 152-мм орудиями в четырёх башнях МК-5-бис, первый образец которых был изготовлен в мае 1950 года. От предыдущей модификации установку выгодно отличали дистанционный привод наведения орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Башни могли вести прицельную стрельбу на расстоянии до 32 км, обслуживало каждую из них по 68 человек.
blog-59-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
14. Кают-компания. В годы военной службы крейсера доступ сюда был только у 72 офицеров и 4–5 человек вестовых, подающих пищу. Согласно корабельному уставу, курить в этом помещении разрешалось только в строго отведённое время: с 18:00 до 22:00. Единственным человеком на корабле, которому разрешалось питаться отдельно от других членов экипажа, был командир крейсера.
blog-62-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
15. Не всем из 14 кораблей проекта 68-бис удалось дожить до наших дней. Последний корабль серии, крейсер «Мурманск», стал печально известен своей трагической гибелью. Получив по результатам стрельб в 1989 звание лучшего корабля Военно-Морского Флота СССР по уровню артиллерийской подготовки, он был выведен из боевого состава в силу своего почтенного возраста. 31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» был окончательно расформирован, а в конце 1994 года пошёл под буксирами в свой последний поход. Корабль был продан Индии, где его ожидал разбор на металлолом. Однако во время нахождения крейсера в Норвежском море поднялся шторм, тросы буксиров не выдержали, и он был выброшен на скалы острова Серейа вблизи посёлка Сёрвэр коммуны Хасвик.
blog-64-of-88 Путешествия  Юг-’14. Новороссийск. Часть 2
16. Матросы срочной службы жили в кубриках различной вместимости, от 24 до 70 человек. На кораблях послевоенной постройки вплоть до 60-х годов столовых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бочковой системе. На подразделение в 6–8 человек назначался так называемый бочковой, который по команде шёл на камбузную палубу и получал бочок под первое и второе, а также чайник. Всё это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы обедали.

Поделиться ссылкой:

2 comments

Добавить комментарий