Углич

В Углич мы двинули после Калязина. И ехали уже по темному.

С этим связан забавный прецедент. Едем мы, значит, никого не трогаем. Темно. Скорость в пределах 70 км\ч. Болтаем с Зайчишкиной. Чаек попиваем. Сзади нас догоняет Газель. Казалось бы, чего такого. Но Газель догнала и пристроилась сзади метрах в 50-ти. Дистанцию держит. Минут через 10 Зайчишкина напряглась. «А чего она сзади болтается и не обгоняет?». Еще через 10 минут Зайчишкина полезла расчехлять Дрозд. И в этот момент Газели надоело за нами тащиться и она пошла на обгон. Блин! Я думал — Зайчишкина начнет стрелять сразу, на опережение. Но обошлось. Не знаю, видели ли водитель с пассажиром Газели Зайчишкину с Дроздом на изготовку, но у меня до сих пор перед глазами эта ратина не-нет, да проскакивает.

В город приехали уже сильно затемно. И порядком уставшие. Меня лично вообще откровенно срубало в сон. Место для ночевки пришлось еще поискать. Застройка плотная в городе оказалась. Но нашли где-то окраине приличный дворик.

Ночевать в машине в городе — откровенно погано. Ни тебе поесть нормально, ни оправиться. Да выбора особо нет иногда.

Утром проснулись. Быстро покинули двор и нашли вполне приличный лесок. Водные процедуры, лицезрение природы, завтрак и рекогнсцировка на местности.

Теперь идем смотреть город!

Углич, широта 57°32′46″N (57.546192), долгота 38°20′7″E (38.335335)

Путешествия  Углич
1. Богоявленский собор (Богоявленский монастырь). Это наша первая точка. Погода, увы не способствует живописным фото.

Исторически сложилось, что Углич в первую очередь ассоциируется со смертью Царевича Дмитрия. Классическая версия истории нам говорит о безвинно убиенном мальчике по приказу очередного «кровавого тирана» (тм) Федора Иоановича. Ну чисто что бы пацан на престол не претендовал. «Ужоснах! Как страшно жить! Кто нами руководит!?» ну и далее по списку.

Вот откуда это у нас берется? Вот эта вот бездумная доброта и сочувствие «соусем неувинна убиенным»? Это нас, у русских, такая национальная особенность? Хотя, наверное, мы просто добрые и восприимчивые к любым россказням о несправедливости (не важно, насколько правдивым). И этим пользуются всякие нехорошие люди.

Между тем история-то достаточно прозрачная. Особенно через несколько столетий (то есть имея данные о предпосылках происшествия и о том, что было дальше).

Итак, на дворе конец XXIV века. Во главе находится законный царь Федор Иоанович (третий сын и черте-какой по счету ребенок, единственный законный наследник Ивана IV Грозного). Помимо Федора у Грозного остался еще один ребенок — Царевич Дмитрий, которые юридически бы не законнорожденным от Марии Нагой (дозволялось три раза вступать в брак по церковному канону, при этом третий раз был уже не желателен. Нагая была по разным версиям 6-ой или 7-ой). Опять же юридически Дмитрий не имел прав на престол.

Путешествия  Углич
2. Смоленская церковь (Богоявленский монастырь)

После смерти Грозного и прихода к власти Федора, Дмитрий был отправлен подальше из Москвы — в Углич (Углицкое княжество). Но отправили из Москвы по дальше не только его. Вместе с Дмитрием в Улич едет мать — Мария Нагая, ее братья — Махайло Нагой, Григорий Нагой, ее дядя Андрей Нагой. Что интересно, отправили не только эту троицу. Вместе с ним по решению Боярской Думы из Москвы вежливо высылают еще кучу представителей клана Нагих:

Сосланы были трое сыновей А. М. Нагого: Андрея, судя по позднейшим данным, отправили в Арск; Михаил, воеводствовавший в 1583/84 г. в Казани, в 1585/86 г. оказался в Кокшайске, а в 1586/87 — 1593/94 гг. — в Уфе; Афанасий — в Новосили (1584 г.). Их троюродный брат Иван Григорьевич в 1585/86 г. находился в Кузьмодемьянском остроге, а с 1588/89 по 1593/94 г. — в новопостроенном городе на Лозьве. Старший дядя царицы Марии Семен Федорович Нагой с сыном Иваном в 1585/86—1589/90 гг. служили в Васильсурске, а другой дядя — Афанасий в 1591 г. был в Ярославле. [источник]

 

Путешествия  Углич
3. Одно из зданий студенческого городка (Богоявленский монастырь)

Для понимая:

Никакими известными делами и заметными служениями Нагие себя не проявили, и об их общественной деятельности до начала XVI века сведений в летописях не встречается. Первое точное свидетельство датировано 1509 годом, когда Михаил Иванович Нагой (ум. 1525) был пожалован в ловчие. […] Возвышение Нагих начинается в 1551 году, когда Евдокия Александровна Нагая вышла замуж за двоюродного брата Первого Царя князя Владимира Старицкого (1533–1569), что сразу же ввело Нагих в ближний царский круг. […] Племянница Евдокии-Евпраксии — Мария в 1580 году и стала последней женой Иоанна Грозного. Её отец Фёдор Фёдорович Нагой, […], сделал самую приметную карьеру при Иоанне Васильевиче: участвовал с ним в походах, служил воеводой в Мценске и в Чернигове. В 1577 году Фёдор Нагой возводится в oκoльничиe, а в 1580 году, после брака своей дочери с Иоанном Грозным, он, как тесть, возвышается над всеми остальными боярами. […]К началу царствования Фёдора Иоанновича, то есть к весне 1584 года, клан Нагих представлял сплочённую и мощную силу. В начале XVII века среди Нагих насчитывалось девять бояр. [источник]

 

Путешествия  Углич
4. Музей городского быта

То есть клан рассматривается как угроза царствованию Федора. В клане Нагих (именно в клане) есть, хоть и не законный, но сын Ивана Грозного. Это козырь для клана, что вполне очевидно. Вот и отправляют их по дальше, дабы неповадно было.

Путешествия  Углич
5. На заднем плане бывшее здание Городской думы и Преображенский собор

В Угличе Нагих встречает еще больший обломчик — до управления Угличским княжеством их не допустили. А Михаил Битяговский, который был туда «был переведён Борисом Годуновым по представлению Клешнина, правителем земских дел в городе Угличе и вместе с тем для управления хозяйством вдовствующей царицы Марии Нагой». Стоит ли говорить, что от всего этого Нагие восторга не испытывали.

 

 

Путешествия  Углич
6. Церковь Царевича Дмитрия на крови

15 (25) мая 1591 года Царевич Дмитрий погиб. В Угличе случились массовые беспорядки (разумеется, мордобоем и трупами). Через четыре дня в Углич из Москвы заслали комиссию для расследования. Комиссия проводит следственные действия и докладывает царю итоги. В качестве письменных источников до нас дошли протоколы допросов свидетелей и участников. Ознакомиться можно тут (крайне интересное чтение).

Что же там произошло (исходя из протоколов)?

Путешествия  Углич
7. Ранняя весна. Вода еще не пошла (год на воду оказался беден)

Свидетели единогласно показывают, что Царевич Дмитрий погиб в результате несчастного случая — играя в «тычку» («свайку») у него случился приступ «падучей болезни» (эпилепсии), в результате чего он сам себе проткнул горло. Важно отметить, что именно проткнул, а не порезал. Существуют гипотезы, по которым сам себя Царевич во время приступа эпилепсии порезать не мог (типа мышцы работают на разгибание и вообще расслабляются). Но это не корректно. У припадков при эпилепсии выделяют достаточно много форм и разновидностей, в том числе тонические, при которых происходит «застывание» мышц в определенном положении, а подвид «тонические глобальные» характеризуется тем, что затрагиваем конечности и туловище (куки в согнутом состоянии перед лицом, руки сжаты в кулаки, тело выгнуто вперед, голова откинута назад и т.д.).  Так, что это вполне мог быть несчастный случай.

 

Путешествия  Углич
8. Палаты удельных князей

Отдельного внимания заслуживают показания Василисы Волховой (няня царевича).

И вдова Василиса Волохова в распросе сказала: что разболелся царевич Дмитрей в середу, нынешнего 99 году майя в 12й день, падучею болезнью, и в пятницу деи ему маленько стало полегче, и царица деи его, Марья, взяла с собою к обедне и, от обедни пришедши, велела ему на дворе погулять; а на завтрее, в субботу, пришотчи от обедни, царица велела царевичу на двор итить гулять; а с царевичем были: она, Василиса, да кормилица Орина, да маленькие робятка, жильцы, да постельница Марья Самойлова; а играл царевич ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножом поколол в горло, и било его долго, да туто его не стало. А и прежде того, сего году в великое говенье, таж над ним болезнь была – падучий недуг, и он поколол сваею и матерь свою, царицу Марью; а в другоряд на него была та ж болезнь, перед великим днем, и царевич объел руки Ондрееве дочке, Нагово, едва у него Ондрееву дочь, Нагово, отняли; и как царевич в болезни в черной покололся ножом, и царица Марья сбежала на двор, и почала ее, Василису, царица Марья бити сама поленом, и голову ей пробила во многих местах, и почала ей, Василисе, приговаривать, что будто се сын ее, Василисин, Осип, с Михайловым сыном, Битяговского, да Микита Качалов царевича Дмитрея зарезали; и она, Василиса, почала ей бить челом, чтоб велела царица дати сыск праведный, а сын ее и на дворе не бывал; и царица де велела ее тем же поленом бити по бокам Григорью Нагово, и тут ее только чуть живу покинули замертво. И почали звонити у Спаса в колокола, и многие люди посадские и всякие люди прибежали на двор; и царица де Марья велела ее, Василису, взяти посадским людям, и мужики де ее взяли и ее ободрали и простоволосу ее держали перед цари
цею. И прибежал де на двор Михайло Битяговской и почал было разговаривать посадским людям и Михайлу Нагому, и царица де Марья, и Михайло Нагой велели убити Михайла Битяговского, и Михайлова сына, и Микиту Качалова, и Данила Третьякова. А говорила де царица миру: то де душегубцы царевичу. А сын ее, Осип, в ту пору был у себя; и как почал шум быти великий, и сын ее, Осип, прибежал к Михайловой жене, Битяговского, и тут его и поймали посадские люди и привели его, еще жива, перед царицу, и Михайлову жену, Битяговского, с дочерьми перед царицу же привели; и царица де миру молвила: то деи убоица царевичу сын ее, Осип Волохов, и сына ее, Осипа, тут до смерти и убили, а убив, и прохолкали, что над заицем. А чело век сына его, Ваською звали, и он кинулся и пал на сыне ее, на Осипе, чтоб его не убили до смерти, и человека его, Ваську, туто ж, над сыном ее, убили; а другого человека Василисина убили [за то], что увидел Василису, что она простоволоса стоит, и он на нее положил свою шапку, и посадские люди за то его убили до смерти ж. Да была жоночка уродливая [красивая] у Михаила, у Битяговского, и хаживала от Михайла к Ондрею, к Нагому; и сказали про нее царице Марье, и царица ей велела приходить для потехи, и та жоночка приходила к царице; и как царевичу смерть сталася, и царица и ту жонку после того, два дни спустя, велела добыть, велела ее убити ж, что будтось та жонка царевича портила.

 

Путешествия  Углич
9. Вход в Преображенский собор

Простите за большую цитату, но она наиболее полно отражает происходившее. Остальные свидетели так или иначе подтверждают рассказ Василисы (ссылка на протоколы была выше). В первую очередь показания Василисы подтверждают, что речь, скорее всего, идет о несчастном случае, к котрому были предпосылки (т.е. прецедент не первый).

Во вторых, о убийстве сходу заявляет сама царевна. Сама же царевна указывает на «виновников». И тут же начинают физически устранять как этих «виновников» и всех свидетелей до кучи, кого успеют, включая саму Василису. К слову, шухер понимает (то есть отдает приказ бить в колокол) ни кто иной как Михайло Нагой. А среди жертв в первых рядах оказываются непосредственные свидетели и… Бигтяровские, то есть местная власть! После этого в городе начинаются беспорядки и прочие безобразия.

Выводы комиссия делает то же вполне однозначные. Не в пользу клана Нагих, но при этом смерть Царевича от несчастного случая считается вполне себе фактом, который вопросов не вызывает, виноватые та же называются вполне определенно — Нагие (царица и ее братья).

 

Путешествия  Углич
10. Набережная. На заднем плане — справа шлюзы, слева краешек Угличской ГЭС

Комиссия заключает, что «Михайло Битяговской с ним, с Михайлом с Нагим, бранился почасту за государя, что он, Михайло Нагой, держал у себя ведуна Ондрюшу Мочалова и иных многих ведунов, и за тое великое изменное дело Михайло Нагой с братьею, и мужики углечане по своим винам дошли до всякого наказанья». То есть комиссия подтверждает наличие конфликта между Баияговским и Нагим, а так же наличие некой третьей стороны в лице «ведунов».

 

Путешествия  Углич
11. Шлюзы

Эта третья сторона так заинтересовала руководство, что на ее поиски очень оперативно выслали компетентных сотрудников, а оставшихся свидетелей наоборот просят в Москву.

Память Федору Наумовичю Дроздову, да дияку Первому Карпову: послан на Углеч Михайло Молчанов по кормилицына мужа, по Ждана, да по его жену, по кормилицу по Орину; и Федору тотчас Ждана и же ну его, кормилицу Орину, отдати Михайлу. Да велено тебе, Федор, сыскати ведуна Ондрюшу Мочалова, и ты б однолично Ондрюшу сыскал, а сыскав, тотчас отдал Ондрюшу ведуна Федору Жеребцову. А самим жити бережно, о всем по государеву царя и великого князя наказу, а что вперед поновитца, и Федору о том отписати
ко государю царю и великому князю.

и

Память Михайлу Васильевичю Молчанову: ехати ему на Углеч, а приехав, взяти ему у Федора, у Дроздова, Ждана, княж Дмитреевы кормилицына мужа, и жену его, кормилицу Орину, а взяв, везти их ко государю к Москве бережно, чтоб с дороги не утекли и дурна над собою не учинили, а нужи бы им в дороге не было ни которыми делы.

 

Путешествия  Углич
12. Преображенский собор. Его стоит посетить обязательно! Очень красив, очень! Внутреннее убранство завораживает.

В заключение. По протоколам допросов получается вполне прозаичная картина: группа лиц (Нагие) в следствие личной неприязни и финансовых интересов (вероятно, по предварительному сговору) при участии третих лиц, воспользовалась несчастным случаем случаем с летальным исходом, произошедшим с Царевичем Дмитрием для совершения убийства конкурентов и организации массовых беспорядков для сокрытия следов. Как-то так.

 

Путешествия  Углич
13. Церковь Иоанна Предтечи (Алексеевский монастырь)

Суд был строгим, но справедливым. Царицу Марию Нагую постригли в монахини, брат ее Михайло Нагой заехал на нары. Особо буйных и менее «благородных» участников казнили. До кучи наказали и колокол, который бил о тревоге.

Стоит ли удивляться, что эти же самые Нагие в первых рядах «признали» в Лжедмитрие I чудом спасшегося наследника?! Не стоит, тем более, что есть версии и исследования о том, что сам проект «Лжедмитрий» разрабатывался поляками при непосредственном участии клана Нагих (этот клан получил кучу преференций при первом самозванце).

 

Путешествия  Углич
14. Представитель местных Котэ! Шикарен, я щитаю

А Годунов с Федором Иоановичем и Шуйским тут в итоге не причем. Устранить Царевича у всех троих было предостаточно возможности без такого шума (лошадь понесла, или там на охоте не туда кто-то стрельнул). Образ же Царевича Дмитрия оказался настолько хорош, что его использовали в своих целях с переменным успехом все кому не лень и во время смуты и после нее еще многие годы (Годунов, Шуйскиш, поялки и куча народу во время смуты, первые Романовы, а потом и в литературе). При чем мальчик то спасался чудом, то умирал от рук <вставь неугодного царя-предшественника>.

Такая вот загагулина.

Поделиться ссылкой:

0 comments

Добавить комментарий