Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь

Как гласит закон Мерфи для путешествий: все самое интересное всегда лежит в стороне от маршрута. (если такой закон существует, то гласить должен он именно так). Закон этот проверен лично. Неоднократно. И по мере накручивая километров по необъятной Родине продолжает подтверждаться.

Вот пример, ехали мы из Калуги в Оптину Пустынь (я вам про эти точки потом расскажу). Не доезжая десятка километров до цели возникло настойчивое желание пожрать отобедать. Встать на обочину и глотать бутерброд с пылью — совершенно не наш метод. Кушать надо спокойно. В живописном месте, ибо пища материальная и пища духовная способствуют хорошему путешествию. И ВОТ Это, пожалуй, лучшая мотивация на то, чтобы съехать с маршрута.

Смотрим по сторонам. На рельеф да указатели. И наугад сворачиваем. Куда и как далеко — кто его знает Иногда можно и просто за заград полосой постоять, а иногда — километров на двадцать отъехать. Все до момента коллективного: «класс, нравится, встаем тут!».

«Наугадом» в этот раз послужили очень симпатичные холмы и указатель «….. Монастырь и долина реки….». Точка, хоть и была по пути, не входила в основную программу. В дополнительную — тем более. (Хотя Зайчишкина что-то где-то читала про это место)

blog-3-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
1.

Проезжаем километра полтора и «ну ни фига себе, какой вид!». Встаем у обочины. Беремся за камеру. Чувство голода отходит даже не на третий план.

Координаты этого «не фига себе» — долина реки Серена: Широта 54°9′25″N (54.156832), Долгота 35°52′34″E (35.876146)
blog-5-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
2.  Река делает в долине изгиб вдоль линии холма.

Зимой пейзажи снимать — мучение. Снег сливается с небом и далее по списку фотографа-любителя. Но не в этот раз — погода стоит великолепная. Даже ветер, продувающих добротные куртки не смущает. Хотя и ограничивает.

blog-6-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
3.

Ловлю себя на там, что глядя с высока прикидываю, где летом будет сподручнее встать. Что бы и тень, и солнце, и вода, и с холма не проглядывалось. В общем — потенциально хочу тут пару дней и ночей провести (Валдай, спокойно, ты все равно на первом месте).

На заднем плане видны купола Казанского собора Казанского Амвросиевского женского монастыря (не официальное название — «Шамординская пустынь», полное название «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь». Разумеется, мы в него едем.

Точка: Казанская Амвросиевская пустынь — Широта 54°9′33″N (54.15908), Долгота 35°52′23″E (35.87292)

blog-9-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
4.

История возникновения монастыря (позвольте далее использовать неофициальное название, оно проще для восприятия) примечательна.

Прежде чем начать, сделаю небольшое отступление. Что мы видим и смотрим во время путешествий по Центральному Федеральному округу? Кремли, монастыри и храмы. Смотрим, даже если видеть их не можем уже. Никуда не деться. Эмоции от этого у людей, должно быть разные. У меня вот в какой-то момент пришло насыщение, перенасыщение. А потом появился интерес к истории этих объектов. Но не с точки зрения религии, а вполне с мирской. Церковь — это такая же организация, как, например, какое-нибудь министерство. Со своими экономическими и политическими интересами и задачами, с вполне мирской мотивацией поступков. Как тактических, так и стратегических. Вот в этом  разрезе мне действительно интересно пробовать разбираться.

blog-12-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
5. Казанский храм

Поехали (далее информация взята с официального сайта Шамординского монастыря.)

На Калужской земле <…> недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей. 

blog-13-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
6.

Мое предположение о предпосылках возникновения монастыря таково: Оптина Пустынь к концу XIX века была уже крайне известным местом и имела большое влияние за пределами Калужской епархии (которую, де-факто, под себя подмяла чуть более, чем полностью). Только вот Оптина — мужской монастырь. Требовался женский филиал, ибо деньги проходят мимо.

<…> преподобным Амвросием для устроения этой обители было избрано небольшое имение близ деревни Шамордино, принадлежавшее помещикам Василию Полиевктовичу и Евдокии Ивановне Калыгиным. Один богатый господин, живший в Москве и часто приезжавший к батюшке Амвросию, попросил его купить недалеко от Оптиной пустыни дачу, в которой намеревался поселиться со своей семьей. Батюшка, <…> при свидании с помещиком В. П. Калыгиным предложил ему продать свое имение. Калыгин согласился, при условии, если ему с женой будет дано место в монастырской гостинице, чтобы дожить последние дни своей жизни при Оптиной пустыни. За год до продажи имения Калыгину было видение: над его домом в облаках дивный храм и неземное ангельское пение. Когда стало известно, что московский господин по изменившимся семейным обстоятельствам не сможет проживать в этом имении, батюшка благословил приобрести его монахине Амвросии <…> Осенью 1875 года монахиня Амвросия купила у жены коллежского асессора Евдокии Ивановны Калыгиной 51 десятину 2300 сажен земли при сельце Шамордине и Васильевском.

blog-14-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
7.

То что преподобный Амвросий (Амвросий Оптинский — это один из самых известных старцев Оптиной пустыни (про нее будет отдельный рассказ) положил глаз на чужую землю — не является корявостью повествования, как бы этого, может быть и не хотелось. Именно что положил глаз. Место действительно очень выигрышное по расположение, и чего греха таить — очень живописное. Амвросий находит инвестора из Москвы,  и сам проводит переговоры с владельцами земли — Калыгиными. Но инвестор в последний момент «соскакивает». И Амвросий вынужден использовать запасной вариант — семейство Ключаревых.

Монахиня Амвросия, в миру Александра Николаевна Ключарева, происходила из дворян Тульской губернии, была близкой духовной дочерью преподобного Амвросия. Ее муж, Феодор Захарович Ключарев, бывший надворный советник, <…> поселился в Оптинском скиту, <…> По молитвам старца Амвросия она приняла постриг и поселилась в Белевском Крестовоздвиженском монастыре Тульской епархии, откуда часто приезжала к нему в Оптину.<…> Большая часть прислуги при поступлении ее в монастырь, будучи предана своей госпоже, не оставила ее, говоря, что она для них как мать родная. Мать Амвросия воспитывала двух внучек – дочерей сына, взяв которых всего трех недель от рождения после смерти их мамы, поселилась при Оптиной Пустыни в специально выстроенном доме вблизи монастырских гостиниц. Крестным отцом девочек, Веры и Любови, по ее просьбе стал батюшка Амвросий.

blog-17-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
8. По склону видна колея, уходящая в низ к реке. А значит есть нормальные подъезд к воде. А значит там можно встать с палаткой.

Монахиня Амвросия становится юридическим хозяином земли, преподобный Амвросий — куратором проекта.

В следующем 1876 году, на святках, преподобный Амвросий направил своего келейника отца Михаила освидетельствовать купленное имение.  <…> Батюшка благословил матушку Амвросию строить по его плану дом. Большой, деревянный одноэтажный, на высоком каменном фундаменте; и устроить в нем просторный зал в восточной части, а комнаты внучек – в северной, о чем скорбела мать Амвросия. <…> Сама мать Амвросия жила в Оптиной, часто забирая внучек к себе или надолго приезжая в имение. <…>

blog-18-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
9.

Интересно, что саму Амвросию на постоянное проживание в Шамордино не отпускают. А внучек ее наоборот селят в новом владении. Меж тем контингент увеличивается.

Во вновь устроенном имении текла жизнь, близкая к монашеской. В шамординском доме вместе с девочками жили вдовы и сироты-девицы из бывших крепостных, долго и преданно служивших матери Амвросии. Со временем к ним стали присоединяться родственницы <…> Заботясь о них, она по благословению старца Амвросия ходатайствовала перед Калужским архиепископом Григорием (Миткевичем, 1807-1881) о разрешении устроить в ее имении женскую общину с богадельней и домовой церковью. <…> 

blog-25-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
10.

Грамотно используя связи матушку Амвросии, преподобный пробует получить общине преференции и финансирование.

Но это прошение монахини Амвросии владыка Григорий не успел направить в Святейший Синод, отошедши ко Господу в марте 1881 года. Вскоре заболела и сама мать Амвросия, и, проболев все лето, 23 августа того же года скончалась, оставив духовное завещание, по которому все имение переходило в пользу общины. Душеприказчиками в этом деле она избрала потомственных дворян – надворного советника Дмитрия Ивановича Звягина и коллежского секретаря Николая Дмитриевича Флорова, уполномочив их довести до конца начатое ею дело. Через два года после кончины монахини Амвросии умерли от дифтерита в возрасте двенадцати лет и ее внучки. Вскоре после этого по духовному завещанию монахини Амвросии в ее имении была устроена женская община с домовым храмом.

blog-27-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
11.

То есть имение отходит внучкам. А после их трагической смерти переходит … вероятно, к Оптиной пустыни. Или к епархии, что то же не плохо.

Первыми насельницами стали жившие при матушке Амвросии в этом имении 35 вдов и девиц-сирот, которые имели желание проводить жизнь свою в постоянной молитве и в подвигах спасения души.

blog-29-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
12.

Меж тем, не смотря на отсутствие официального статуса, богадельня вполне себе существовала. После предания делу нужного официоза, заведению потребовался новый руководитель.

Помощницей в устроении юной обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову, происходившую из древнего и благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. <…>

blog-32-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
13.

Девушка крайне не простой судьбы. И крайне упертая.

В тридцатилетнем возрасте вышла замуж, но спустя год и два месяца – овдовела, оставшись с дочерью, появившейся на свет через три дня после смерти мужа. <…> По промыслу Божию София Михайловна вскоре вступила под духовное руководство преподобного Амвросия, старца Оптинского, и открыла ему свое заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но прежде старец подверг ее испытанию, благословив выйти замуж за пожилого господина, которого он ей укажет. София Михайловна была крайне смущена таким указанием, однако с покорностью и смирением покорилась ему и стала женой козельского помещика Николая Ивановича Астафьева, доброго хорошего человека, но очень болезненного и с тяжелым характером.

blog-34-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
14.

Нормально так, да? В монастырь не ходи, за муж ходи, за кого надо. Впрочем, цель прозаична — общине нужны деньги.

<…> Николай Иванович Астафьев скончался 19 мая 1884 года. После смерти мужа закончилось испытание, которое возложил на Софию Михайловну батюшка Амвросий, и теперь она смогла исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. Оставив нежно любимую единственную девятилетнюю дочь на воспитание ее крестной матери, она полностью посвятила себя служению Господу <…>

blog-35-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
15.

Впрочем, сама девушка не отстает (за муж сходить не отказалась и дочку родственникам сдала). Как это говорят «уверенно шла к успеху». Успех пришла.

22 августа 1884 года она подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому, 1829-1900) о поступлении в Шамординскую общину. Через три дня, 25 августа, настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий и духовник обители старец Амвросий также направили Преосвященнейшему Владимиру представление к утверждению Софии Михайловны настоятельницей новой общины, приложив к этому рекомендательное письмо. Открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.

blog-40-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
16.

Самостоятельности Софье не дают. Назначают управляющим, а за партийную работу присылают заслуженного товарища из Оптиной.

Для совершения богослужения в новую общину был определен протоиерей Иоанн Троицкий. Бывши уже преклонных лет, он отличался ревностным служением и особым глубоким уважением и почтением к старцу Амвросию. <…> С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. <..> Из-за болезни батюшка Амвросий не мог часто приезжать в юную общину, и ближайшим помощником в ее устроении и духовном окормлении сестер был назначен его ученик отец Анатолий (Зерцалов, 1824-1894), который бывал в Шамордине еще при жизни монахини Амвросии (Ключаревой). 

blog-41-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
17. Больница\богадельня

Софья делает успехи в новой роли. К богадельне добавляются ясли. Открывают небольшое производство. Продукция идет на продажу. Деньги — в Оптину.

<…> Монастырский приют первоначально был открыт как детские ясли, где местные крестьянки во время полевых работ могли оставлять своих малолетних детей. Сестры обители в приюте не только смотрели за детьми, кормили, поили их, но и с теми, кто постарше, занимались первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию. Преподобному Амвросию очень нравилось устроение в общине яслей и затем приюта. <…>

Достаточно быстро встает вопрос о строительстве полноценного большого храма.

При постоянно увеличивающемся числе сестер они заботились, прежде всего, о возведении большого каменного собора, который решено было построить на месте первого деревянного храма обители. Под их непосредственным руководством был изготовлен проект и размечен фундамент. Был построен кирпичный завод, на котором заготовили 500 тысяч кирпича, 70 кубических сажен бутового камня и других материалов для будущего храма.  <…>

Софья усердно принимается за задачу. Вход идут все ее капиталы. Отдельно отмечается, что финансовыми потоками заведовал Амвросий, а не настоятельница.

Она не жалела своих личных средств на устройство общины и представляла их в полное распоряжение старца. Перед смертью своею, она не завещала даже ничего дочери своей, боясь случайно затронуть монастырские средства, так как при постоянных покупках участков земли для общины и при производящихся тогда постройках, ее личные средства были тесно связаны с монастырскими». <…>

Но довести ее до конца не успевает.

24 января в восемь часов утра в Оптиной пустыни матушка София тихо скончалась, предав Богу свою чистую душу. Сестры в великой скорби обратились к своему отцу – батюшке Амвросию и были согреты его любовью и утешены словами о матушке как новой молитвеннице, которая и в ином мире духом будет неразлучна с ними. <…>

blog-43-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
18.

Амвросия и Амвросий друг друга стоили. Явно стоили. И очень неплохо отработали в паре. Вплоть до закрытия в 1923 году схема управления монастырем уже не менялась. Настоятельница из благородных и обеспеченных (после Амвросии из было две, обе  уже «из своих» были, то есть из монахинь) и куратор (он же финансовый контролер) со стороны Оптиной Пустыни.

История получилась насквозь прагматичная. Что сам монастырь и не скрывает никак вообще (а это достойно всяческого уважения). Хочу отдать должное. За без малого пятьдесят лет существования монастыря — богадельня приросла яслями, а потом и в школой. Организовали производство, больничный корпус и так далее. Ну и конечно же храм построили. Да какой еще!

blog-46-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
19.

Казанский собор — это нечто просто! Оформление фасада (само по себе замечательное — внушающее, величественное и грозное) настолько НЕ сочетается с внутренней планировкой и убранством (легкой, просторной и светлой), что я даже передать это не могу. На официальном сайте монастыря есть панорама. Но этого эффекта, когда  она совсем не передает (первый раз сожалею о том, что в храмах снимать нельзя). Настоятельно рекомендую его посетить — не пожалеете!

А еще там огромное количество икон. С окладами из бисера! В глаза сначала это не бросается, но стоит присмотреться — просто великолепно сделано. Настолько, что даже икона царской семьи глаз не режет.

blog-47-of-47 Путешествия  Долина реки р.Серена и Казанский Амвросиевский женский монастырь
20.

Сам монастырь оставляет очень приятное впечатление. Причем основательностью и практичностью похода к планировке. Все просто и в тоже время продумано. Жилые дома, храм, столовая, больница и производство — все там где и должно быть. Нет ощущения пустоты или «понатыканности», чем грешат некоторые другие места.

При поездке в Оптину Пустынь (как самый популярный маршрут) — в Шамордино стоит заезжать обязательно (лучше до посещения самой Оптиной). Без поездки в Оптину Пустынь — в Шамордино ехать  то же обязательно! Замечательное место!

Поделиться ссылкой:

0 comments

Добавить комментарий