Валдайский Иверский Монастырь — С большой земли (Раскол.1)

Часть 1Часть 2Часть 3
Валдай и его окрестности — сами по себе очень известны и популярны. Знакомство с местностью начинают с Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого Монстыря (или просто Иверского монастыря). Не удивительно — место безумно живописное. Особенно в солнечную погоду. И так далее и тому подобное…

Точка: 57°59′18″N, 33°18′2″E

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
1. Перед мостиком есть маленькая стоянка. С нее вид на монастырь типа «открытка».

Но я был бы не я, если бы просто выложив фото. Итак, Иверский монастырь был основан патриархом Никоном в 1652 году… Ну как «основан»… Никон согласовал с Царем проект и получил финансирование. Впрочем, он деньги получал почти под любые свои начинания до поры, разумеется. И да. Разговор именно про того самого Никона, который реформатор и «Сотоно во плоти». Того самого, который Раскол сделал.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
2. Завтра с видом на монастырь.

К теме Раскола церкви я за последний год подходил раза три  с разных сторон. Прочитал несколько трудов церковных и мирских историков по теме.  Теперь готов поделиться с вами, уважаемые читатели, моим очень субъективным и не профессиональным видением итого «известного» отрезка истории Церкви. В кавычках — а что нам про Никона и Раскол в действительности известно? Ну правда…. В качестве основы я взял книгу Н. Ф. Каптерева. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович!. Лежит она тут. (чтение тяжелое, но интересное). Так использован материал Википедии. Поехали!

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
3. Проветриваем машину после ночи. Солнце как по заказу!.

Начинается эта история гораздо раньше появления Никона на сцене — после окончания Смутного времени. На троне царь Алексей Михайлович, страна отходит от смуты… В сторону высшего духовного и мирского руководства начинают с пугающей частотой присылать челобитные (докладные, то есть). Жалуются на священников за нарушение обрядов, пьянки и так далее. Власти реагируют, но вяло. Осознание, что так жить дальше нельзя растет.

Проблема заключалась в том, что не было единства обрядов, толкования Писания, песнопений и так далее. Понимание сути христианства было сильно разное и далеко не у всех. Грамотность очень страдала. С книгами был бардак. Пьянки, разврат и дебош — до кучи и для полноты картины.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
4. Фыфки!

Делать с этим (очередной раз) что-то надо. Как по заказу [ирония], духовник царя Стефан Вонифатьев из Киева перевозит в Москву группу ученых и книжников. Они, со Стефаном со главе, стали первой рабочей группой (кружком) по проекту приведения Церкви к единому знаменателю. И пошло поехало! Кружки стали плодится. Мнения, как это водится, тут же разделись.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
5. Уточки! Уток на Святом озере — завались

Провинциальные ревнители (не буду грузить фамилиями) — выступали с позиции «греки — не правы! Они исказили и потеряли обряды и традиции… и чего-то не так у них с пониманием глубин… а вот наше христианство самое правильное и исторически верное. Есть огрехи, конечно. Мы исправим по мелочи. Но в остальном — мы самые православные!». На их стороне играл тогдашний патриарх Иосиф.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
6. Сентябрь. Погода портится моментально.

Столичные же ревнители — смотрели в сторону греков и их текущей модификации православия с целью перенятия опыта и внедрению его на местах.

И по отечественной традиции — группы были радикальны и неприменимы. Провинция давила массой. За столичных был царь.
Народ был занят своими делами и до поры ни во что не лез.

Заигрывания с греками были важны не только с позиции культурного обмена, но и с геополитической. Задружившись с греками (которые в тот момент уже потеряли былое могущество) можно было пробовать расширить влияние на другие православные страны. Недавнее территориальное приобретение — Малороссия — требовала поддержки на международной арене. Внутренние задачи по приведению государственной идеологии в порядок так же не давали расслабиться.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
7. В озере ночью мы видели приведение. Странное пятно мертвого света по непонятной траектории бродило под водой. Через два часа оно уверенно пошло в нашу сторону. Было страшно. Оказалось — любитель подводного лова.

Группы грызлись между собой по взрослому (но без мордобоя). Столичные пытались перетащить одеяло в сторону реформ и получить под это денег. Провинциальные не хотели радикальных изменений и сидели на финансовых потоках не имея желания делиться. Силы были равны…

А где же Никон? В Новгороде. Митрополитом работает….

Опустим подробности детства Никона (где он не сошелся с мачехой характерами, она его била, а ему не нравилось). В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. Вернулся домой, женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности. Смерть детей в 1635 году привела его к решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, сам принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря (важно отметить, что Соловецкий монастырь — это вам не так себе, это то, с чем серьезные должности внезапно становились сильно ближе).

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
8. Лодка, найденная в кустах, была добротно пристегнута к берегу, но полазать по ней это не помешало.

В 1639 году Никон разругался с руководством монастыря (!!!), бежал. Осел в Кожеозерском монастырь где в 1643 году был избран игуменом монастыря (хорошо так осел). В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря. В это же время его вербуют в в группу столичных ревнителей. А в 1649 году Никон получи сан митрополита Новгородского и Великолуцкого в коим и прибывает до смерти Патриарха Иосифа.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
9. Зачем лодке стоять просто так. Можно с нее делать снимки «с воды»

15 апреля 1652 года умирает патриарх Иосиф. У царя и Стефана приемник на высший церковный пост готов. И это Никон, что взывает сильное недоумение в группе столичный ревнителей (которые пророчили место Стефану), но Стефан убеждает их в правильности выбора. Хе-хе…

Надо отметит, что до появления в Москве Никон был участником провинциальных групп. После попадания в Столицу, Никона вступает в столичную группу ревнителей — старые связи не порвал, а новые смог скрыть. Кандидатуру Никона, в итоге, поддержали все. Одним пояснили нужное, другие думали, что «это наш человек». Проблем получили в итоге так же все.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
10. Еще один вид на монастырь с воды (предыдущий мне больше нравится)

Хотя для того Никона и поставили (это мое мнение).  «По самому своему характеру Никон не терпел ничего, что не подчинялось ему безусловно, не терпел ни малейшего ограничения своего самовластия, не выносил никакого противоречия себе. Он хотел быть патриархом на всей своей воле: ни царь, ни бояре, никто не должен был вмешиваться в его патриаршую деятельность, все обязаны были беспрекословно исполнять его архипастырские распоряжения. Недаром Никон, вступая на патриаршую кафедру, заставил публично умолять себя царя, бояр и весь народ, недаром он взял с них клятву, что все они и во всем беспрекословно будут слушаться своего нового отца и архипастыря.» — это характеристика Никона из книги Н. Ф. Каптерева. Вагон амбиций, тонна презрения. Вижу цель — не вижу преград. И так далее. Идеальный исполнитель задуманного. И идеальный козел отпущения.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
11. Поехали, красЫвый, кататься!

На должность Никон заступил 25 июля 1652 года. И понеслось! Не прошло и полугода, как он спускает первое распоряжение которое действует на церковь и православных как удар дубиной по голове: «о поклонах и перстосложении». Выбор в качестве первого шага в реформах  — безумен. Но для для Никона — самое оно. Мягких реформ и не планировалось.

Нам с позиции 21-ого века трудно (может быть — невозможно совсем) понять психологию и мироощущение людей того времени. И, соответственно, их реакции на реформы.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
12. Вода совсем-совсем, просто невероятно прозрачная!

Каптерев в своей книги пытается объяснить одну из самых важных особенностей православия на Руси — оно  шло от обряда, а не наоборот. То есть сначала учили креститься, молиться, петь, бить поклоны и так далее, то есть обряду. Смысл обряда, идеология, философия, история и другие аспекты религии оставались в стороне. Да что там — просто отсутствовали (вместе с грамотностью и образованием).

И эта традиция была, во многом, полной противоположностью греческой, от которой православие пошло на Русь. На первом плане у них было понимание, а обряды они вырабатывали сами. У греков было гораздо больше понимания символизма обрядов. Модификации и эволюция обрядов их не смущали.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
13. Листочки

Важно отметить еще два фактора. Первое — православие, которое принесли в русские земли, было по форме монашеский, и приносили его монахи. А значит гораздо более жестким, в том числе в части обрядов. Знакомство и введение в православие так же шло от обрядов. В головах у наших людей вероучение и обряды были, как минимум, равносильны и нераздельны и неизменны. Люди с иными обрядами воспринимались за иноверцев. Изменение обряда было просто не мыслимо.

При всем при этом при этом, большинство русских искренно и твердо было убеждено, что правильный и истинный обряд именно у них. А у греков и, там боле, остальных православных — ересь.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
14. Панорамка с лодочкой

Но именно с изменения обряда начинает Никон. Не какого-то там, а Обряда, который выполняется по нескольку раз в день всеми верующими людьми. С двоеперстия. Его заменили на троеперстие…

Между прочим, в православии , начинали вообще с единоперстия и пришли к троеперстию за века. Каждый переход был завязан на развитие и историческую необходимость. Вот что об этом рассказывает Каптерев:

Первоначальною и древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведет свое начало со времен апостольских, было единоперстие, — тогда знаменовались в крестном знаменит одним перстом. […] Самый крест, при знаменовании себя, в первые века христианства, изображался иначе, чем в последующее время и теперь, именно: одним перстом изображали тогда крест по преимуществу на челе, иногда же и на устах, очах, персях и вообще на отдельных частях тела, так знаменована себя теперешним большим крестом, с возложением перстосложенной руки на чело, живот, на правое и левое плечо, в первые века христианства вовсе не употреблялось, а вошло в обычай уже в позднейшее время, вероятно начиная с IX века.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
15. Еще одна панорамка с лодочкой

Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим. […] Яковиты, осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют в единого Христа — привел искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (мелхитами сирийцы называли православных), изображая крест в знамении двумя перстами — справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте божество и человечество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение прогнаны с левой». […]

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
16. Любоваться с воды монастырем можно почти бесконечно. Но делаем усилие и идем внутрь.

Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двоеперстием — понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения — единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, двоеперсие православия.
[…]

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
17. Надвратная церковь

То есть у греков история и необходимость. А у нас просто опа! и разом поменяем в приказном прядке (хотя поменяли, конечно, но не оп!… далеко не на оп!). Вторым обрядом, который поменяли, были поклоны — Никон ввел поясные поклоны и отменил «метание творити на колену». На фоне троеперстия это несколько терялось.

Представьте себе ощущения граждан «мы, родители, деды, предки, все вокруг так делали испокон веков, в теперь говорят что это неправильно? не так молились?! А кому мы тогда молились?!!! … а может это Ты мил человек не так крестное знамя творишь? Не  Сотона ты часом?!» Хренак топором и весь разговор. А еще церковник говорит, что «в патриарха бес вселился»… С позиции 21-ого века легко рассуждать о том, что бескровно и безболезненно изменить в России традиции невозможно.

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
18. Двор

Хорошо, что в семнадцатом веке новости распространялись долго (а может на это и был расчет). После оглашения поднялась волна негодования со стороны духовенства и мирян. Тему пришлось перевести в разряд «рекомендованных» из «обязательных к исполнению», а волна не затихала она еще долго — до Собора 1654. На нем контингент высказал недовольство Никоном. Никон же гнул линию про необходимость дальнейших реформ (особенно про исправление книг). Не договорились. Но царь полностью был на стороне Никона и глобально не вмешивался в происходящее. Итоговая легитимность троеперстия будет строится на решениях именно этого собора (на котором Царь поддержал Никона).

Путешествия  Валдайский Иверский Монастырь - С большой земли (Раскол.1)
19. Ворота

Параллельно Никон (опять же при безусловной поддержке царя и Стефана), под теми или иными предлогами отделывается от большинства серьезных оппонентов (из группы провинциальных ревнителей), имевших хоть какое-то влияние. Нет, без физического устранения (оно не нужно было). Просто ссылками и направлениями на службу к черту на рога. Получилось не так как хотелось. Силы, способные что-то противопоставить реформе остались. Что только усложнило процесс.

Часть 1Часть 2 | Часть 3

Поделиться ссылкой:

7 comments

  1. […] Часть 1| Часть 2 | Часть 3 Второй же частью Собора был… суд над Никоном, в результате которого с Никона сняли погоны (разжаловали в простые монахи и отправили под строгий надзор подальше в Белозерский монастырь). А вот какие были обвинения: […]

Добавить комментарий