Валдайский Иверский монастырь — идем внутрь! (Раскол.2)

Часть 1 |  Часть 2Часть 3

В 1655 году Никон устраивает публичную акцию после службы в Московской Успенском соборе. Он показательно портит несколько икон франкского письма и говорит, что если в таком стиле писать будут дальше, то прилетит наказание лично от него. Народ возмутился, но до конца не поверил.

И Никон, уже в формате open-air, при большом скоплении народа портит иконы и клеймит тех, кто их хранил. Делает Никон это шоу не просто так, а в присутствии и при поддержке… нет не царя (этот как раз в отъезде), а антиохийского патриарха Макария (очень уважаемый человек).

Троеперстие в стороне не остается. Макарий, через переводчика, выступает в поддержку троеперстия: «в Антиохии, а не в ином месте, верующие во Христа (впервые) были наименованы христианами. Оттуда распространились обряды. Ни в Александрии, ни в Константинополе, ни в Иерусалиме, ни на Синае, ни на Афоне, ни даже в Валахии и Молдавии никто так не крестится, но всеми тремя пальцами вместе». (семнадцатый век и все та же риторика у пришлых — про отстающих, догоняющих и т.д.)

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
1. Продолжаем нашу прогулку по острову и монастырю

А что народ? Народ не делал различий в стилях письма икон. Они все (в отличие от обрядов) тут же считались святыми (даже на уровне набросков). Любая порча воспринималась как святотатство. После этого выступления Никон в народе стал «иконоборцем». А троеперстие стало прочно восприниматься как «русские неожиданно узнали о себе, что они будто бы доселе и лба-то перекрестить, как следует, не умели» …

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
2. Успенский собор (заложенный лично Никоном)

Никон развивает тему «смотрите как там у них в Греции» и ведет активные консультации с Греками. В том числе на самом высоком уровне — с константинопольским патриархом Пасием. Никон отправил Пасию грамоту с 27-ю вопросами, ответы на которые должны были подтвердить правоту реформ Никона. Но это по мнению Никона.

На самом деле вопросы были мелочные, процедурные и откровенно глупые. Пасий дал развернутые ответы и даже пытался объяснить Никону основы основ в истории развития христианской и православной церкви. Пасий прямым текстом писал, что на местах вполне могут быть изменения обрядов, отклонения от канонов и т.д. Главное — чтобы оно не противоречило догматам. Все остальное — совершенно нормально (если подконтрольно).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
3. Купола Успенского собора

Про тоже перстосложение Пасий ответил примерно так: «Мы все имеем древнее обыкновение, по преданию, поклоняться: имея первые три перста соединенными вместе во образ св. Троицы, просвещением которой открыта нам тайна домостроительства по плоти, и мы научены славить единого Бога в трех ипостасях — Отца, Сына и Св. Духа, и да сораспнемся вместе с крестом Господа нашего Иисуса, Сына Божия, сшедшего с небес и вочеловечившегося и плотию пострадавшего ради нашего спасения. Да это и основательно, поелику чрез соединение трех перстов мы воспоминаем тайну Св. Троицы, а темь, что изображаем на себе крест Господень, напоминаем страдание и воскресение Его, с которыми и ради которых призываем от Бога помощь».

И только-то. Дальше в ответах Пасий несколько раз напрямую пишет, что совершенно все равно сколькими перстами творить крест и благословлять — главное, что бы все от Бога шло.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
4. Подворье?

Лейтмотив ответов Пасия: у нас так, у вас по другому, это нормально. Почему вы сами у себя на Руси не можете решить что для вас правильно, а что нет?

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
5. Стена

Понятно, что это не та позиция, что ожидали в Москве. И Никон использует более лояльных товарищей. В первую очередь — уже известного нам Макария.

12 февраля 1656 года после службы в Чудовом монастыре Никон просит Макария выступить с речью… в результате которого выясняется, что «кто сими треми персты на лице своем образ креста не изобразует, но имать творити два последния соединяя с великим пальцем, да два великосредняя простерта имети, и тем образ креста изображати, таковый арменоподражатель есть, арменове бо тако изображают на себе крест».

То есть русский народ внезапно узнал, что он — армянская ересь!

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
6. Башенка с яблонями

Дальше — больше. Через 12 дней, уже в Москве после службы в Успенском соборе Макарий, патриарх Гавриил (Сербия), митрополит Григория (Греция) в присутствии Царя и всего высшего духовенства выдали «ми тремя первыми великими персты всякому православному христианину подобает изображати на лице своем крестное изображение; а иже кто по феодоритову писанию и ложному преданию творит, той проклят есть».

То есть прокляли всех двоеперстников, фактически — весь русский народ.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
7. Где-то за строениями

Тут важно упомянуть, что на Руси в крупных райцентрах околачивалось большое количество заграничного духовенства — типа того же Макария, Гавриила и Григория — они милостыню собирали на свои нужды. Деньги у Никона были. И подтянул он подобных личностей для поддержания своей платформы предостаточно.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
8. Уточки! Их можно кормить!

Народ, правда, на заявления иностранцев реагировал нервно, но на троеперстие переходить не спешил. На что Никон решает ввести троеперстие на законодательном уровне. 23 апреля 1656 года Никон созывает собор русских святителей и толкает перед ними длинную речь, суть которой сводится к тому, что «за вас уже все решено и подписать надо вон там». Святители подписывают.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
9. Совершенно непуганые

Следующей ключевой точкой стала правка книг.

Сама по себе правка книг не была чем-то новым. Но делали это втихаря и при выявлении уж очень серьезных ошибок. Но Никон был бы не Никон, если бы действовал так же. Нет!

С присущей помпезностью он объявил все московские церковные книги сильно испорченными разными включенными в них новшествами, почему их необходимо тщательно исправить на основании древних характерных славянских переводов и греческих. Интересно, что эта идея была не лишена смыла. Так как в книгах ошибок было действительно очень много.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
10. Жарко. Большинству даже кушать лень.

Назначенные «справщики» очень быстро столкнулись с бесконечной вариативностью древних списков, с их несходством между собой и с современной практикой, с невозможностью привести их к единству и единообразию. Нужно было брать что-то за эталон. Но и с этим возникли проблемы. Отличия от древних списков были подчас катастрофическими. Результатом стала бы полностью переписанная современная книга. На это идти было нельзя (Никон то же не дурак был и как работать с массами таки понял).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
11. Красавцы (НЯШЕЧКИ!!!!)))))

Было решено «признать греческую современную церковно-богослужебную практику и греческие печатные книги за норму и образец для исправления русских книг». Под это дело подтянули идеологическую составляющую в духе всех реформ: так как греческая церковь была гораздо более древней, то «исправляя русские книги по печатным греческим, действительно восстанавляют на Руси древний церковно-богослужебный чин, так как он, в этом случай, опирается на свидетельство древних списков, вполне подтверждающих правильность и неиспорченность греческих печатных богослужебных книг.» Что интересно, решили это на местах конечные исполнители (справщики). Сам же Никон считал, что править надо по древним славянским рукописям и по греческим. Но процесс он не контролировал (даже исправленные издания различались между собой от тиража к тиражу).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
12. Девушка в утках

Есть тут и еще один пласт — бюджетные деньги под проект. Денег выдали много. Очень много. Например, Иверский монастырь, под фото которого идет повествование, был основан Никоном в 1652 году. Причем «основан» — сильное слово, правильнее сказать — открыли финансирование. Иверский монастырь планировался как типография для печати исправленных книг. В 1655 завезли людей и оборудование. Через два года начали печатать. Эта типография просуществовала в Иверском монастыре до 1665 года. Потом Никон перед снятием с должности перенес ее в Ново-Иерусалимский монастырь, который он же и основал как резиденцию патриархов в 1656 году.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
13. Дорожка идет вокруг всего монастыря. Для выхода на берег — ищем тропинки.

Стоит ли говорить, что отлучения от кормушки никто не хотел. Тот же фактический уход в сторону современных греческих книг — это как раз прямое следствие этого. Бюджет обозначен, ТЗ написано, подрядчики и субподрядчики определены, логистика построена и т.д. А тут справщики говорят, мол «нельзя исправить». Ну вот щаз!

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
14. В тот момент — самый большой муравейник, который мне доводилось видеть.

Цепочка была длинной. Просто по верхам: закупка греческих книг — логистика — перевод — логистика — сверка с местными — правка — подготовка к публикации новой книги — препринт — набор — тираж — изготовление книги — логистика. Люди, деньги, ресурсы и снова деньги. Мутных личностей так же крутилось с избытком, в том числе — заграничных. Из своих допускали к потоку очень далеко не всех.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
15. Выходим на берег. Лезем в воду. Но купаться решимся только в следующем году.

Внедрение новых книг шло более мягко, нежели введение троеперстия. Нет, разумеется, посжигали неправильные книги, наказали кого надо и так далее. Только тема была внутрицерковная, к мирянам отношение она имела, но с сильным запозданием (нужно было получить новые книги, ознакомиться, внедрить и т.д.).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
16. Но ножки помочить надо всенепременно

Если поверхностно, то вот и все что можно про реформы сказать. Принято считать, что к расколу привело введение Никоном троеперстия. И именно это привело к дальнейшим не сильно мирным событиям.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
17. Помедитировать

Летом 1658 года Царь то ли устраивает провокацию, то ли пользуется подвернувшимся случаем и грамотно развивает инициативу, но выводит Никона из себя так, что тот покидает пост патриарха. Добровольно, по собственному желанию. Комбинация настолько удачна, что Никон осознает как его кинули далеко не сразу. Он чуть-ли не до избрания нового патриарха Иоасафа II (кандидатура которого была заранее согласована Царем) ждет что Царь его вернет, строчит письма и меняет показания. Только в январе следующего 1658 года Никон успокаивается окончательно и до суда обитает в Ново-Иерусалимском монастыре (осознавая как элегантно его развели).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
18.

До суда?! Ну да. Так и есть. В 1666 году проходит Большой Московский Собор. Первым деянием этого Собора было придание легитимности следующим пунктам:
— являются ли греческие патриархи (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) православными?
— правильны ли используемые греческими церквями богослужебные книги?
— был ли законным Московский Собор 1654 года?

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
19.

На все три вопроса было 100% утвердительных ответов. Греческая церковь и троеперстие (в том числе анафема 1656 года) официально легитимны, греческие книги правильные .

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - идем внутрь! (Раскол.2)
20. Уточка хочет узнать окончание истории! И ждет третьей части рассказа.

Часть 1 |  Часть 2Часть 3

Поделиться ссылкой:

0 comments

Добавить комментарий