Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)

Совершенно случайная точка. Привал на маршруте из Валдая в Логово Сатаны. Храм. Заброс. И фото не удачные. Писать про эту точку я и не собирался. Да природное любопытство не дает пройти мимо. Тем более за точкой есть некая история.

Итак, точка: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в д.Короцко (57°55′45″ шс, 33°15′19 вд).

В современном исполнении это:

Вторая (по времени) Покровская церковь была разобрана в 1823 г, и на ее месте в 1825 г сооружен одноименный каменный трехпрестольный храм с колокольней. Он был прямоугольной формы с квадратной апсидой, имел с трех сторон (кроме восточной, алтарной) по 4 колонны и двери в храм. Барабан был восьмигранный, венчаемый куполом с четырехконечным вызолоченным крестом. С запада в единой связи с храмом находилась двухъярусная колокольня, из которой также был вход в храм. В храме было 14 окон. Оштукатуренные стены покрыты желтой и белой краской. Ширина храма была 11 м, длина вместе с колокольней 32 м, высота колокольни – 50 м. Храм был построен на средства валдайской помещицы Татьяны Романовны Стоговой, чье поместье было в Короцком приходе (в сельце Глебово). У стен этой церкви она и была погребена.
Главный престол храма освящен в 1836 г во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1825 г были освящены левый придел — во имя преподобного Феодора Трихины (святого угодника, жившего во Фракии в I тысячелетии, память его 20 апреля), а правый — во имя Св. Николая Мирликийского (в 1914 г он переосвящен во имя Тихона Задонского).
Святыня храма – чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном, местами вызолоченном, окладе находилась за правым клиросом. Вблизи нее располагалась икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, известная под именем «явленной». В алтаре, за престолом на окне висел портрет свт. Тихона, присланный из Задонска в 1852 г. Здесь же в стеклянном футляре находился ветхий помянник рода свт. Тихона, написанный его отцом Савелием. Перед солеей находились две иконы с изображением святителя Тихона: одна большая, в серебряной ризе, другая – поменьше, с двумя частицами его мощей.

Источник

В 1937 церковь закрыли. Потом Война и посильная помощь местных в разборе храма на кирпичи. Казалось бы ничего не обычного. Но я зацепился за пределы. Какой-то странный выбор.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
1.

ФЕОДОР ТРИХИНА

Родился в богатой константинопольской семье. В юности удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Преподобный был строгим постником, носил только одну грубую, колючую власяницу, отчего и был прозван Трихиною, то есть «Власяничным». Этим именем был назван и монастырь, в котором он подвизался. При жизни преподобный творил много чудес и исцелений. После смерти от его святых мощей истекало целебное миро, которое излечивало многие болезни и изгоняло нечистых духов. Время жизни преподобного Феодора доподлинно неизвестно. Достоверно известно, что он жил между IV и IX веками.

Источник

Это для меня так и осталось загадкой. Не сильно в наших традициях Византийских преподобных так уж славить. Своих хватает. Тем более, что за этим Федором особой истории нет.
Дальше — сильно интереснее.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
2.

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов; 1724, Короцко, Новгородская губерния — 24 августа 1783, Задонский монастырь) — епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Источник

Помимо солидного послужного списка Тихон удостоился места на нижнем ярусе («Просветители») памятника «1000 лет России». Лично о существовании Тихона до этого момента не знал вообще (между тем, личность очень известная для своего времени). Адекватную информацию (это я не житие имею ввиду) про Тихона пришлось поискать. Но нашлась и я с удовольствием ей делюсь.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
3.

Дальше по материалам – svt-tikhon.ru

Родился в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии… Этим и объясняется освящение предела в его честь (хотя с очень сильным запозданием). В 1740 году поступил в семинарию в Новгороде при Антониевом монастыре. После окончания (в 1754 году) остался там преподавать греческий язык, риторику и философию. И тут карьера пошла!

10 апреля 1758 года он был пострижен в монашество и наречен Тихоном. В 1759 он (уже иеромонах) получает назначение в Тверь и сан архимандрита Желтикова монастыря, и одновременно является ректором Тверской семинарии и настоятелем Отроча монастыря. В мае 1761 года он был посвящен в сан епископа и по жребию поставлен викарием Новгородской епархии. В 1763 году императрица Екатерина Великая сама избрала владыку Тихона, хотя имя его не значилось в списке кандидатов, и назначила на должность епископа городов Ельца и Воронежа.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
4.

Епархия была большая. И бардак там царил конкретный. В первую очередь он устроил переаттестацию священникам епархии. Многие не знали и не понимали порядка и смысла богослужения, не умели бегло читать и писать, не имели Евангелия, распространенным среди них был порок пьянства… (Это, прошу заметить, XVIII век. Дело сильно после раскола. Православие – государственная религия… «и шо оно им дало?») Работать со всеми лично Тихон, по понятным причинам, не может. И усилено начинает писать руководства, инструкции и указания для священников. В последствии это распространится и на мирян и именно за это Тихона нарекут «просветителем».

Руководил епархией он не долго. В 1766 написал «по собственному желанию» на имя императрицы и в следующем году отбыл в Толшевский монастырь (местный «дисбат» — монастырь этот служил местом ссылки для духовенства и монахов, провинившихся нарушением дисциплины и нравственности). А в 1769 году переехал в Задонский монастырь, где и жил до конца своих дней. Там он с удвоенной силой продолжил занятия на почве эпистолярного жанра.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
5.

Писал он действительно очень толково. С явным пониманием сути православия. И был очень плодовит. Вот пара примеров.

22. Жених и невеста
Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11—12). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12). Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Христос (Мф.10:37). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, — говорит апостол, — еще не открылось, что будем» (1 Ин 3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем (Пс.44:16). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе их — веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13—14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «Аллилуия!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6-8). Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19—20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог.

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
6.

48. Свеча горящая
Человек! Что горящая свеча перед тобой, то перед тобой и жизнь твоя. Чем свеча дольше горит, тем более уменьшается. Так и ты, чем дольше живешь, тем более сокращается жизнь твоя. Догорает свеча и гаснет. Так и человек оканчивает жизнь свою и умирает. Как погаснет свеча, то кажется, что ее и не было. Так когда умрет человек, и будет погребен, то кажется, что его и не было. Видишь, христианин, что такое человек и что такое жизнь его. Помни, что так и жизнь твоя погаснет, как видишь погасшую свечу. Заранее готовься к кончине своей — да блаженно скончаешься. «Скамей мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно, да уразумею, что остается мне. Вот, Ты пядями измерил дни мои и состав мой как ничто пред Тобою. Подлинно, все суета, всякий человек живущий. Подлинно, подобно призраку ходит человек; напрасно только мятется; собирает сокровище и не знает, для кого собирает его» (Пс.38:5-7).

У него на самом деле очень много текстов. Найти можно совершенно спокойно , например тут. Интересующимся темой — к прочтению рекомендуется (хотя бы диагонали, в том числе и наставления монахам, там быт и нравы хорошо раскрываются местами).

Путешествия  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (д.Короцко)
7.

P.S. Иногда очень тяжело сдержаться и не разразиться гневным текстом в адрес РПЦ. На тему:

» ну кого хрена? При наличии такой истории и таких людей вы не способны ни на что больше, чем завешивать храмы Николаем «просрал империю» Вторым и его семьей, и призывать паству каяться за ваши же грехи? Это в тот момент, когда людям нужны символы, которыми можно и нужно гордиться. Символы, которые должны объединять. Такие как Радонежский и Задонский. Сила, мужество, терпение, интеллект. А не чудеса и смирение. Нужны Задонский-просветитель и Радонежский-организатор. Один писал полезные книжки и держал в руках самую большую епархию в стране. Второй — организовал сеть монастырей с централизованным управлением, что сыграло не последнюю роль в объединении дальнейшем развитии страны.  А вы… который раз за дележкой финансовых потоков останетесь на обочине. Увы вам.»

Нет, ну, действительно обидно — есть же очень достойные люди, которые очень много сделали для стираны и для церкви. Но не «по делам их» оценка. А если уж откровенно — не нужны они Церкви. С чудесами гораздо проще. На них контингент стабильно идет. Их не надо объяснять. А реальные заслуги и события — надо. И с этим у Церкви серьезные проблемы. Взять того же Задонского — сколько из читателей до этой статьи про него знало? То-то и оно… (но я надеюсь, что их много, и это лично я безграмотный)

Поделиться ссылкой:

3 comments

  1. […] Но и это еще не все. Федор Алексеевич (достаточно молодой, 20 лет) будучи учеником Симеона Полоцкого и Сильвестра (Медведева) (этих ребят трудно заподозрить в любви к грекам) откровенно продавил похороны Никона по процедуре «для патриарха». Пробовал Федор так же продавить посметрную реабилитацию Никона. Но тогдашний московский Патриарх Иоаким отказался и отпевать и реабилитировать. Пробовал Федор из через заграницу заходить с заносом денег «кому надо», но безрезультатно. В открытой печати материалы по делу Никона в синодальный период старались не упоминать. А в 1862 году Никон попал на памятник «1000 лети России». К «Просвятителям» (как недавний наш знакомый Тихон Задонский). […]

Добавить комментарий