Валдайский Иверский монастырь — Ночь (Раскол.3)

Часть 1| Часть 2 | Часть 3
Второй же частью Собора был… суд над Никоном, в результате которого с Никона сняли погоны (разжаловали в простые монахи и отправили под строгий надзор подальше в Белозерский монастырь). А вот какие были обвинения:

  • (нарушение трудовой дисциплины) Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

  • (превышение полномочий) Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
1. В этот раз исключительно ночная съемка. Не самая образцовая, но одна из мох самых любимых.

  • (неподчинение представителям власти) Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

  • (оскорбление царствующей особы) Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

  • (превышение полномочий, членовредительство, доведение до самоубийства) Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

  • (побои) Своего духовного отца Никон два года немилостивно бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
2.

Обвинения прозаичные. Но не слова про реформы. Оно и понятно, реформы как раз только что утвердили. А так же подвели теоретическую необходимость к силовому решению вопроса с раскольниками. Никон, конечно, сволочь , но до такого не додумался.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
3.

Информация расходится медленно, осмысление ее тоже. Но уже 1668 году вспыхивает восстание в Соловецком монастыре (а по значимости монастыря — это топ 5). Возникают локальные стычки. Староверы развертывают подпольную агитацию и пропаганду. Власть должна реагировать.

Первая реагирует Церковь — Поместный Московский собор 1681—1682 года, который полностью посвящен борьбе со староверами и содержит призывы к Царю о использовании физической силы для решения вопросов на уровне законодательства. А в 1685 году на уровне мирской власти принимаются ««Двенадцать статей» царевны Софьи» — законодательный акт, который предусматривает физические наказания вплоть до смертной казни за «раскольничество». И загорелись костры… Поутухли они уже при Петре 1, но это совсем другая история.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
4.

А Никон? Никон сидел сначала в Белозерском монастыре, потом в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1676 году умирает Царь Алексей Михайлович (Стефана нет уже 20 лет). В 1681 царь Федор Алексеевич разрешает Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, Никон умирает по дороге туда.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
5.

Но и это еще не все. Федор Алексеевич (достаточно молодой, 20 лет) будучи учеником Симеона Полоцкого и Сильвестра (Медведева) (этих ребят трудно заподозрить в любви к грекам) откровенно продавил похороны Никона по процедуре «для патриарха». Пробовал Федор так же продавить посметрную реабилитацию Никона. Но тогдашний московский Патриарх Иоаким отказался и отпевать и реабилитировать. Пробовал Федор из через заграницу заходить с заносом денег «кому надо», но безрезультатно. В открытой печати материалы по делу Никона в синодальный период старались не упоминать. А в 1862 году Никон попал на памятник «1000 лети России». К «Просвятителям» (как недавний наш знакомый Тихон Задонский).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
6.

По мере знакомства с этой историей меня не покидает мысль, что Никона «развели в темную» (я это и не скрывал по тексту). Одно то, что царь до упора терпел выходки, заносчивость, высокомерность и другие, безусловно прекрасные, качества Никона, а потом слил его за неделю чуть ли не на ровном месте — лично меня (!) подводит к мысли, что Никон был там нужен. Его руками и его негативным имиджем (до антихриста, включительно) делалась эта реформа (особенно, когда стали понятны промахи при работе с общественностью).

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
7.

В книге Каптерева приводится огромное количество цитат из исторических источников (еще раз советую к прочтению). Так вот там очень много подробностей про то как Царь и Стефан формировали кружки ревнителей, готовили реформу и подбирали кандидата на ее реализацию. Никон, по книге, является просто идеальным исполнителем. Расчет был верен. Такая упертая сволочь как Никон пробил, продавил, растолкал всех и внедрил нужное если не с наскока, то близко к нему. А после этого был отправлен на покой (принудительно), и только в этот момент поняв, как его того (судя по его поведению до ссылки). Государство же получило, что хотело.

Путешествия  Валдайский Иверский монастырь - Ночь (Раскол.3)
8.

В общем все как обычно. «Всё воруют да кидают, режут друг друга да вешают… В общем, идёт нормальная цивилизованная жизнь.» (Пендальф) А расскажут потом так, что ой-ой-ой…

P.s. Про старообрядство мы еще когда-нибудь поговорим. Пока очень рекомендую трилогию «Сказания о людях тайги» (Черкасов Алексей Тимофеевич) в составе «Хмель» , «Конь рыжий», «Черный тополь». Это как раз про старообрядцев.

Часть 1| Часть 2 | Часть 3

Поделиться ссылкой:

0 comments

  1. […] Историей (в публичном доступе) село похвастаться не может, и даже Радищев, в своем «Путешествии…» проезжая Выдропужск, рассуждал на сильно отвлеченные темы (хотя он всю книгу рассуждает, но тут, кроме названия главы, вообще ничего про село не сказано, а жаль). Между тем, Выдропужск принадлежал Иверскому монастырю. Пока Никона не сняли. […]

Добавить комментарий