Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)

Точка: 54°03′12″ с. ш. 35°49′55″ в. д.

Оптина пустынь знаменита Л.Н. Толстым, который в ней был (и по отдельным наивным мнениям — в нее ехал умирать). Достоевским, который чуть ли не с натуры списал одного из персонажей «Братьев Карамазовых». И все. Дальше смотрим фотки, так как познания среднестатистического православного тут заканчиваются (и да, святое-святое-святое место, намоленое-намоленое-намоленое  и т.п.).

blog-1-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
1.

Место, впрочем и действительно примечательное. Примечательное людьми. Старцами. Оптинскими старцами, которые прославили свою обитель на всю Империю. Согласитесь, Толстой Л.Н. себя не на помойке нашел, что бы ехать на разговоры «за жизнь» куда ни попадя. Да и Федор Михалыч тоже.

Кто же такой старец и чем он примечателен?

blog-9-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
2. Храм в честь Преображения Господня

Отличие старца от священника — прежде всего, в непременном обладании личным (а не только делегированным Церковью) моральным и духовным авторитетом, личной харизмой: духовными дарами, претворенными в духовную высоту, в опыт личного приобщения Божественной реальности. Именно это делало старцев столь нужными, столь искомыми в русской религиозной жизни, ибо именно этого остро недоставало русскому белому священству (разумеется, в среднем, как сословию, не говоря о многих достойных исключениях). Судьба этого сословия в императорской России была тяжела и несправедлива; политика власти, историческая и социальная динамика давили и опускали его — и в известной мере оно действительно опустилось. Другим негативным фактором была гипертрофированная регламентация и формализация церковной жизни в синодальный период. В итоге роль священника в большой степени утеряла духовную дистанцию от мирской стихии, утеряла элемент живой личной духовности и духовной силы. И, напротив, роль старца была наделена всем этим в изобилии и полноте.

тут и далее «Духовные основы русского старчества» С.С. Хоружий

blog-10-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
3. Колокольня

Описание немного абстрактное, но все же неплохо отражает суть. Старцы словно вышли из монастыря к мирянам. И им было что сказать. Миряне были почти готовы слушать.

Фактически в XIX, а у же тем более в XX-XXI веках мы знаем именно Старцев и высшую духовную власть (патриархов, в основном). Оптинские старцы (XIX — XX век), Печорские старцы (XX-XIX век) и индивидуально —  Матрона Московская, Алипия, Старец Савва, и другие уважаемые граждане. Примечательно, но даже Серафим Саровский оказывается именно старцем, при ближайшем рассмотрении (правда по большей части посмертно).

blog-11-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
4.

Старчество XIX и далее — это шаг в развитии Церкви.  Это новая эволюционная ступень. Это Церковь, которая говорит с миром на понятном миру языке. Церковь, которая понимает и решает проблемы мирян. Это Церковь с авторитетом в миру «по делам».

blog-12-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
5.

Чем-то таким оно должно было (или просто могло) в идеале стать к концу XX века. Но не стало.

blog-14-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
6.

Сама Оптина вполне отличная тому иллюстрация. Монастырь до середины XIX века (прописью — до середины девятнадцатого века при дате основания в XVII веке) ничем особенно не выделялся…

Вначале Оптина еще не выделяется ничем особым. Это небольшой общежительный монастырь, первые настоятели которого, Моисей и Леонид (в схиме Лев), — строгие подвижники высокой духовности, воспринявшие паисианскую линию исихастской молитвенной дисциплины. При них Оптина начинает уже приобретать свою славу, и иеромонаха Леонида (Наголкина, 1768-1841) считают обыкновенно основателем линии оптинского старчества.

blog-15-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
7.

Затем, приблизительно с конца 30-х гг. XIX в., появляются элементы нового, причем не в монастырском укладе или молитвенном порядке, а в отношениях обители с внешним миром, окружающим русским обществом. Эти элементы двоякого рода. Во-первых, монастырь становится центром притяжения для части российской культурной и литературной элиты, ищущей в нем духовного наставления и руководства; а во-вторых, под попечением старца Макария (Иванова, 1788-1860) начинается интенсивная переводческо-издательская деятельность.

blog-17-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
8.

То есть в начале XIX века на чисто практичное начинание (книгопечататние) монастырь получил денег. На строительство денег, меж тем, дали сильно даже раньше, чем на книги, которые, скорее, были полезной нагрузкой в новых храмам.

blog-19-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
9. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Эта деятельность продолжает труды преп. Паисия и его круга и в значительной мере состоит в редактировании и издании святоотеческих переводов, выполненных в этом кругу; однако отличие в том, что теперь участники деятельности не только монахи, но и миряне. Поэтому служение старца Макария весьма большой частью оказывается обращено к мирянам как в деле перевода духовных книг, так и в духовном наставничестве, которое развивалось и в очной, устной, и в заочной, письменной, формах. Фигура преп. Макария уже воплощает в себе основные черты формирующегося русского старчества.

blog-21-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
10.

Церковь не может существовать в отрыве от мирских финансовых потоков. Не может она быть в стороне и от социальных и философских тенденций в стране. Стечение обстоятельств, Воля Божья и теория пяти рукопожатий вносят свой вклад. И именно: духовной дочерью Макария становится Наталия Петровна Киреевская (в девичестве Арбенева). С Макарием ее свел Леонид (см.выше). А с Леонидом Наталия была знакома через иеромонаха Филарета (Федора) и московского Новспасского монастыря. С Филаретом они были знакомы по Саровской пустыни (он был духовником Наталии после смерти ее предыдущего духовника — тадам! — Серафима Саровского).

blog-22-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
11. Трапезная

Киреевская, в свою очередь, жена Ивана Васильевича Киреевского… одиного из видных деятелей и идеологов славянофильства (школьная программа, помним, да). Через Наталию Киреевский знакомится с Макарием, становится его духовным сыном и принимает самое непосредственное и живое участие в переводческой и издательской деятельности Оптиной пустыни.

Он же делает известной Оптину в высокообразованных и прогрессивных кругах. В Оптину с визитами лично к Макарию приезжают: А. К. Толстой, А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. Н. Муравьёв. Пиар просто великолепен. И в отличение от многих других историй — сработано на интеллектуальную и патриотичную аудиторию.

blog-23-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
12.

[…] полного развития это духовное явление достигает в лице преемника Макария и самого знаменитого из всех оптинских старцев — иеросхимонаха Амвросия (Гренкова, 1812-1891). Именно преп. Амвросий Оптинский дает чистый и законченный, классический образец того, что обыкновенно понимают под русским старчеством. Главная и определяющая черта его -сочетание строгого подвижничества, пребывания на высших ступенях духовной лествицы, с активным выходом в мир.

blog-25-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
13.

Про Амвросия я уже упоминал в рассказе про Шамордино. Крайне занимательный персонаж. (это он стал прообразом старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (читал когда-то, но не помню кто и что там).

blog-26-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
14.

Амвросий укрепляет имидж обители (самый суровый пиар — Лев Толстой и Федор Достоевский в Оптиной ведут многочасовые беседы именно с Амвросием), привлекает инвестиции и расширяет владения монастыря (женский филиал — Шамордино и Оптина-лайт в виде Тихоновой пустыни).

blog-30-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
15. Ловим закат в виде триколора

Но самое главное — и Макарий и Амвросий прилагают максимум усилий для создания команды единомышленников в монастыре. Братия проходит строгий отбор. Выделяются новые старцы и формируют костяк Оптиной.  Они обрастают последователями и мирянами. Происходит преемственность поколений. Передача опыта и наработок между ними. Поддержание образа и имиджа обители. Команда, что тут говорить. Команда и правильное воспитание кадров.

blog-31-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
16.

Командой же Оптинские старцы вошли в историю. Их канонизировали списком из 14 человек в 1996 году как местнопочитаемых, а в 2000-ом подняли до общецерковнопочитаемых. Вполне заслужено, должен сказать. Очень даже заслужено (за 50-60 лет сделать себе такое имя и воспитать такую команду — мое почтение).

blog-35-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
17. Скит и почти рыбий глаз

История Оптинских старцев прервалась после 1923 года. Они не поддержали Февральскую, Великую Октябрьскую революции. Но еще пять лет после окончательной смены власти держались как сельскохозяйственная артель (то есть на самоокупаемости) — а это серьезный срок. Подобными результатами не могли похвастаться многие более исторически именитые монастыри в крупных городах и с большим приходом. Монастырь отошел государству до 1987 года.

blog-37-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
18. Закат — буйство красок!

На восстановление монастыря денег выдали в первых рядах (в 1987 году) под эгидой 1000-летия крещения Руси. Ибо у монастыря есть Имя! Тогда же начали процесс передачи его РПЦ.

blog-41-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
19. Камера не передает всего

Отстроили, отремонтировали, службы начались. Только старцев новых нет в Оптиной. Откуда им в наш век «церковных чудес» взяться. Церковь за ХХ век не считала нужным развивать работу с приходом, паства отвечала взаимностью и скатилась к желанию «чудес да исцелений». Хотя отсутствие Старцев в Оптиной не означает их исчезновение.

Волею Божей, теорией вероятности и … и… о! .. законом сохранения энергии! Старцы материализовались к концу ХХ века в Псково-Печорском монастыре. Небезызвестный Иоанн (Крестьянкин) и Ко!

blog-42-of-43 Путешествия  Оптина Пустынь (про Старцев и грамотный PR)
20. Без обработки

Но это совсем другая история.

Поделиться ссылкой:

0 comments

Добавить комментарий