Точка: 56.311010, 38.130347

От дома мне всего 50 км до Сергиев-Посада и Лавры. Сколько раз в Лавре доводилось бывать – даже близко посчитать трудно. Только как-то осмысленно и прицельно я Лавру не снимал.

До этого самого визита. Было это пару лет назад. Конец ноября (снег уже крепко лег), мягкий свет от начавшегося заката. А чтобы не смотреть фото просто так немного истории…

Увы, но православные копирайтеры работают нынче хуже, чем известное агентство новостей ОБС. (почему не могут выработать стройной концепции – не ясно)

Например, Сергий не был «собирателем земель русских» (этот было сказано про Ивана I Даниловича «Калиту»). А Сергий хоть и заложил основу для быстрого распространения влияния Москвы, сам ничего никуда не присоединял.

Александр Пересвет и Родион Ослябля – это не мифические боевые монахи, а профессиональные военные и бояре из Брянска, которые постриглись в монахи (и то не факт, что успели принять постриг). Оба — личности больше легендарные, чем реальные (как и Челубей, с которым Пересвет бился).
Автором нового монастырского устава и всей монастырской реформы был митрополит Алексий, а не Радонежский. Сергий сначала тестировал проект на своем монастыре (реформа и мироощущение Сергия были очень близки между собой). А потом решительно притворял ее в жизнь. Монастыри по новому уставу основывались на всех стратегических направлениях, сначала самим Сергием, а потом его учениками, подготовкой которых он занимался в Троицком монастыре (будущей Лавре).

Вклад Сергия в развитие государства заключался в первую очередь успешной реализации реформы монастырей, а не в чудесах и т.д. Правильный монастырь – это грамотность монахов, владение ими хоть какой-то медициной, разведданные и новости (монастыри бодро обменивались информацией). Правильная идеологическая и политическая работа. И все это по одному образу и подобию, максимально быстро разворачиваемо и с единым центром управления.

Брат Сергия по имени Стефан не просто покинул обитель. Он покинул ее и перебрался в Москву, где стал приближенным митрополита, и смог свести их с Сергием, что определило всю дальнейшую историю.

Сергий ушел из своей обители по вполне конкретным причинам. Братия саботировала введение нового монастырского устава. Это при том, что Сергий изначально в своем монастыре пропагандировал труд и дисциплину для всех. Конфликт зашел так далеко, что Сергию оказалось проще уйти и заложить другой монастырь по новому уставу — Благовещенский монастырь что в городе Киржач .

И обратно в Троицкий монастырь Сергий вернулся не потому, что братия его позвала, раскаявшись и т.п. А потому, что на братию жестко надавило митрополит Алексий, пообещав всякого нехорошего. Сергий был нужен, и локальная неудача митрополита не смутила.

Лично Сергий участвовал в основании трех монастырей, а не десятков, как иногда утверждается. Его непосредственными учениками было основано около сорока монастырей. И еще больше учениками учеников.

Согласно первой версии своего жития, Сергий не предрекал победу Дмитрию Донскому, а наставил его на битву: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься».

Чудо происходит дальше «Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать.

И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог». То есть сначала Сергий говорит об ответственности перед народом, а потом более конкретное «Мочи козлов!». В последующих редакциях жития Радонежский был менее расплывчат в наставлении на битву.

Радонежский не был бедным. Не был он так же самоучкой. Варфоломей (в миру) был из рода Ростовских бояр и получил для своего времени вполне хорошее образование. Был начитан, владел греческим языком. А в Радонеж семья Варфоломея-Сергия перебралась не столько из-за финансовых проблем, сколько по политическим мотивам. Проше говоря – ссылка.

В Ростове Великом была боярская разборка. Семья Сергия не угадала со стороной и была выслана подальше от больших городов. Опять же не в чисто поле с голыми руками (зачем уважаемых людей обижать), а на конкретную должность и с землей, на которой впоследствии Сергии построит скит, а потом и монастырь. Которые по прямой были не более 15 км друг от друга (хоть и по лесам).

И да, строили брать монастырь на своей земле.

Радонеж то же не был таким уж захолустьем. Через него шел тракт из Москвы через Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль. И, хотя скит Сергий с братом сделали в лесу в стороне от тракта, связь с миром совершенно никто не терял, скорее наоборот – они просто обязаны были ей пользоваться, чтобы привлечь братию и тому подобное.

И напоследок, Сергий с братом не уходили в лес при жизни родителей потому, что работать по хозяйству надо было, да и вообще, че это они? Вот третий (а их было трое в семье) брат как нормальные люди – семья, жена, а вы куда? В общем, родители благословение при жизни не дали. После их смерти третий брат остался в Радонеже, а двое других ушли монашествовать (я в который раз читаю материалы с биографией Радонежского, и все думаю, может братья в лес ушли потому, что со смертью родителей окончательно не стало денег?

Хотя по всем материалам они и ранее порывались. Главное, что ушли и это стало началом пути такого великого человека как Сергий Радонежский.

[…] начался самый благотворный для РПЦ период со времен Сергия Радонежского. При Сталине церкви вернули должность патриарха. […]
[…] второй монастырь, основанный Сергием Радонежским после ухода из Троицкого монастыря. То есть все […]
[…] Часовня находится на самой высокой точке холма. Стоит “во славу благословения Дмитрия Донского Сергием Радон…”. […]