Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)

Точка: 57.201494, 39.378230 (Троице-Сергиев Варницкий монастырь, Варницы)
Монастырь основан в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского, через более чем 30 лет после его смерти. В момент, когда имя Сергия стало известно на всю Русь.

blog-44-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
1.

Основана обитель не просто так, а на месте, где находилась родная деревня Радонежского (чуть ли не на месте родного дома). По другой версии — Варницы наиболее вероятное место, где, согласно житию, родился Сергий и наиболее вероятно, что Варницы принадлежали родителям Сергия.

blog-45-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
2.

На этом связь Троице-Сергиево Варницкого монастыря с Радонежским заканчивается.

blog-46-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
3.

Хотя брендом «Родина Сергия» пользовались и пользуются. Что вполне хорошо. Преподобный Сергий один из тех, кто заслуживает вечной памяти и почитания. Не за чудеса, разумеется.

blog-47-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
4.

Основополагающим событием, которое дало импульс развитию монастырей и монашества на Руси, а также всех сопутствующих полезных явлений (грамотности, летописям и так далее) стала введение нового формата монастырей на основе нового устава.

blog-48-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
5.

Это позволило разворачивать полноценный монастырь почти везде в максимально короткие сроки. Автором проекта был митрополит Алексий. Сергий притворял в жизнь большую часть дела.

blog-49-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
6.

Что же они внедряли и почему оно так важно:

Суть реформы описана в Житии Сергия Радонежского следующими словами: «И тако разделишя братию по службам: ового келара, ового же повара, иным же хлебы решя пещи, иному же болным служити. Приложишя же и то — никому же ничто же не дръжати отнудь ни мало, ни много, ни своим звати, но вся обща имети». Для авторитетности реформы приведена благословенная грамота патриарха Филофея с подкрепляющей цитатой из Псалтыри: «Се ныне что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. CXXXII. 1).
В последующие годы появились более фундаментальные обоснования принципов общежительства. Одно из них содержится в ответах митрополита Киприана Афанасию Высоцкому, написанных в 1378 г.

В общежительном монастыре все иноки должны подчиняться жесткой дисциплине: «Черньцю же убо в послушании сущу и над собою воли не имущу». Службу, «приказанную» им от игумена, монахи обязаны «блюсти и служити, яко же самому Христу». Без благословения настоятеля они не могут покинуть пределы обители. Монах подобен ангелу Божию. Он должен думать только о душевном спасении, обращать весь помысел свой к Богу, жить в смирении и братолюбии. Не позволительно иноку впадать в «мирьскаа сплетениа», «зрети семо и онамо», объедаться и напиваться без меры.
Имуществом монахи владеют сообща («манастырскаа стяжаниа и именья обща суть игумену и всей братьи»). Иметь села монастырю не запрещается, однако монахам «николи не быти в нем, но мирянину некоему богобоязниву приказати, и тому печаловатися бы о всяких делех, в манастырь же бы готовое привозил житом и иными потребами».
Защита догматов Православия также составляла один из важнейших компонентов монастырской реформы. Касается этой темы и митрополит Киприан: при крещении следует не обливать водой, «яко же Латыни творят, но погружати в реце или сосуде чистом», в отношениях с еретиками — «не достоить християнину со еретиком общатися, но отвращатися их достоить».
В подобном же духе изложил правила общежития Суздальский архиепископ Дионисий в послании 1382 г. монахам псковского Снетогорского монастыря. Общность имущества обосновывается ссылкой на Номоканон: «Мнихом ничто же подобаеть своего имети, но все свое предати монастырю во власть». Авторитетом святоотеческих правил (Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Федора Студита) вводится общая трапеза («ести же и пити в трапезе вкупе всем, опричь же тряпезе ни ясти, ни пити никако же, ни до обеда, ни по обедех, а до пияна никако же не пити»), настаивается на однообразии и скромности одежды («а одеяние потребное имати у игумена, обычныи, а не немечьскых сукон, а шюбы бораньи носити без пуху, и обувь и до онущь имати у игумена, а лишних одежь не держати»).
Кроме того, Дионисий старается внедрить строгую дисциплину и утвердить авторитет и власть игумена: «А в церкви по правилу и по уставу святых отець да поють. А на службу, иде же аще послеть мниха, без ослушания да идеть; а без благословениа игуменя никако же не ходить никуды. Послушание же и покорение имети въ всем игумену: аще кто въпреки начнеть глаголати игумену и въздвигати начнеть свары, заперт таковый да будеть в темници, донде же покается; а непокориваго мниха, по первом и вторем и третием наказании, выженуть его из манастыря, да не вдадуть ему от внесенаго в монастырь ничто же».
«Житие Сергия Радонежского», Клосс Борис Михайлович

И тому подобное.

blog-51-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
7.

Проще говоря, дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина.

blog-52-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
8.

Современный вид Троице-Сергиев Варницкого монастыря – это наглядное отражение Сергиевского устава.

blog-53-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
9.

При входе возникает неподдельное ощущение нахождения на территории образцовой восковой части, что как раз вполне аутентично. Чисто до блеска, травка ровно подстрижена, бордюрчики побеленные. Красотень!

blog-54-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
10.

По большим открытым пространствам так и хочется пройти строевым. Монахи ходят в ногу строго по два и более (шучу-шучу). И так далее. Даже на фото это очень отчетливо видно.

blog-55-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
11.

Интересно, что это вполне нормально для монастыря (нет так показательно, как тут, но тем не менее). Это тот Устав, который ввел Сергий.

blog-57-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
12.

Он (хоть в измененном виде) дошел до наших дней.

blog-58-of-105 Путешествия  Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)
13.

Он действительно сильно напоминает общевойсковой… (шутка?)

Поделиться ссылкой:

One comment

Добавить комментарий