Борисоглебский монастырь

Точка: 57.258255, 39.153313 (Борисоглебский, Ярославская область)
Спасибо Бредовому Зайцу за точку. Так бы и не узнал (не заехал) если бы не крайне антуражная фотка ворот в одном из отчетов (а вот ссылку не нашел).

blog-59-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
1.

Борисоглебский монастырь не разочаровал. Теплый, ламповый. В отдалении от основных туристических маршрутов. Этим подкупает.
[Спойлер. Дальше будет занудное размышление о судьбе РПЦ. В них нет намерения оскорбить чьи-то чувства, веру, религию или церковь. Это субъективное мнение, если оно не интересно (что нормально и ожидаемо) — просто смотрим фото, записываем координаты и едем]

Теплый, домашний, уютный, простой. В нем хочется спокойно побродить. Подумать. Поговорить с толковым монахом… Хочется верить, что тут-то обязательно есть мудрые старцы, которые не будут твердить заученные штампы из церковных методичек.

blog-60-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
2.

Весь предыдущий опыт подсказывает, что лучше сохранить это чувство в себе и не выходить на контакт с местными обитателями (ибо, нафик портить впечатления).
Причина этих ощущений кроется в божественном проведении: в монастыре явно нет денег. Туристов не везут, приход мизерный (каламбур, однако, получился). Бизнес-потенциал сомнительный. Поддерживается (по моим наблюдениям) только как объект культурного наследия. То есть государством.

blog-61-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
3.

Отсюда ощущаемая чистота отношений. От каждой мелочи, которая, так или иначе, приведена в божеский вид так и сквозит, что она сделана старательно, с любовью и чуть ли не своими руками.
И вы знаете, это очень хорошо! Просто великолепно! Атмосфера наиредчашая.

blog-64-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
4.

Почаще бы служителям культа и монашествующим делать что-то самим. В том числе — руками. (Без перегибов, но тем не менее). Тогда, глядишь, и с паствой работать бы начали. Пока же в большинстве случаев дележка финансовых потоков.
Известно, что очень много церквей и монастырей после революции Великой Октябрьской революции 1917 года было закрыто. Тяжело ни разу про сие не услышать. РПЦ все уши прожужжала. Закрылось и было закрыто, да. А сколько было закрыто до революции? И сколько в среднем ежегодно закрывалось до революции? И почему?

blog-68-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
5.

Бравировать цифрами не стану, дам наводку. “Зачах”, “пришел в упадок” “расформирован”, “упразднен” и другие схожие термины в истории церквей и монастырей означают закрытие или почти закрытие. То есть это нормальный процесс. Нормальный экономический процесс.
Почему экономический? РПЦ такой же субъект экономической деятельности, как и все остальные.

blog-69-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
6.

По моему мнению, к началу правления Петра 1 монастыри потеряли свое стратегическое значение. Потеряли и культурное (для развития культуры). Спровоцировали себя во время смуты. А денег и других ништяков хотели много. Страна, меж тем, тоже поменяла приоритеты. И покусилась на святое. На церковное имущество. (Про “колокола на пушки” все в школе слышали, как наибольший стереотип).

blog-73-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
7.

Петр Первый вполне осознавал идеологическую роль и пропагандистскую силу РПЦ в России. И умело ей воспользовался минимизировав риски от церкви исходящие. Церковь подчинили государству, упразднили ее верхушку, поставили над ней мирскую насквозь власть. Взамен на церковь постепенно повесили ряд чисто функций государственного аппарата (типа регистрации рождения и брака), которые давали ей стабильный доход.

blog-74-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
8.

Плюс у Церкви были свои производства, земли (очень много) и свои крепостные крестьяне (как это по христиански). И некислые налоговые льготы.
Из политической жизни церковь де-факто выпала до самого двадцатого века. Дворцовые перевороты, цареубийства, нигилисты, войны прошли боком. Действия текущей власти одобрялись, деньги шли стабильным потоком.

blog-75-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
9.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках количество монастырей сокращается, а приходских храмов наоборот (из сами помещики и дворяне в своих владениях строили для себя).
А потом наступил век двадцатый. Церковь окончательно потеряла связь с реальностью. Чего стоит известный провокатор поп Гапон. Тот самый, стараниями которого спровоцировали кроваво воскресенье и первую русскую революцию. Священник повел безоружных людей под пуши и шашки. Как это по христиански опять же.

blog-77-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
10.

Влияние на народ церковь теряла катастрофически.
После был 17-ый год. Февраль. Про то, что РПЦ совершенно ровно (если не сказать”радостно”) отнеслась к отречению царя знают даже младенцы. А про то что после отмены обязательной исповеди и причастия в армии посещение священников просто дно пробило?

blog-79-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
11.

Октябрь. К власти приходят большевики. И церковь наконец-то хоть как-то себя проявила. Но не угадала со стороной. Хотя выбор церковников вполне понятен. Триста лет сидеть на попе ровно. А тут от денег отгоняют и атеизм пропагандируют.

blog-83-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
12.

На почве денег церковь с советской властью и поссорилась. Не самый известный факт, но принудительно церкви и монастыри не закрывали. Им просто предложили вести экономическую деятельность полностью самостоятельно. Тех кто не мог закрывали. Надо ли говорить, что не мог почти никто. Паствы внезапно не оказалось. Работать с людьми священники не умели, негатив весь спускали на редких прихожан. Отсюда поддержка белых и достаточное количество статей священникам за антисоветчину.

blog-86-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
13.

А дальше начался самый благотворный для РПЦ период со времен Сергия Радонежского. При Сталине церкви вернули должность патриарха. Сохранившиеся приходы функционируют. Духовенство встряхнулось.

blog-87-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
14.

При Хрущеве проводят антирелигиозную кампанию и РПЦ очень быстро приобретает имидж “гонимой и подпольной” что привлекает людей (а ведь христианство с подобного начиналось). Священники учатся работать с людьми. Говорить о духовном и не материальном (избегаю политики и власти). Лепота! 1000 лет крещения Руси всем миром отмечали! Вообще красота.

blog-91-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
15.

Да только грянула перестройка, мать ее. И рухнула советская власть. Церковь была уже умна, хитра и коварна. (До чего довели проклятые большевики, а? Научили на свою голову). В колонне реформаторов РПЦ была в первых рядах. При дележе денег без нее не обошлось (недаром столько поддержки реформаторам оказывала).

blog-96-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
16.

Прошло почти тридцать лет. Нынешняя церковь снова владеет землями, имеет свои производства, не кислые налоговые льготы. И крайне цинично и профессионально умеет считать деньги.

blog-99-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
17.

Стоит посмотреть на методы выбора объектов реконструкции, источники финансирования и пи-ар компании и так далее. Чего стоит одна недавняя история с попыткой отжать Исаакиевский собор, а точнее продажу билетов в него, у Питера.

blog-100-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
18.

Все это к тому, что нет шансов у Борисоглебского Монастыря блистать свежей побелкой в ближайшее время. И не принимать ему по автобусу туристов раз в десять минут. Не греметь очередными мощами и артефактами на всю Россию. И это хорошо.

blog-105-of-105 Путешествия  Борисоглебский монастырь
19.

Без денег, на энтузиазме, труде и работе с людьми монастырь становится гораздо ближе к этим самым людям. И к тому времени, когда православие было действительно идеологией, полностью и сильно объединяющей людей.

Поделиться ссылкой:

6 comments

Добавить комментарий